Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 2 2007 |
Вера ШУЛЬЦЕВА | 01 февраля 2007 |
В России нет фундаментальной маркетинговой школы. А будет?
Большинство аналитиков считают, что отечественной фундаментальной маркетинговой школы сегодня нет.
Подготовка «гениев управления рынком» в вузах страны развернулась лишь в последнее десятилетие. До этого студентам не разрешалось использовать в дипломных работах само слово «маркетинг», его заменяли «конъюнктурой рынка». Поэтому большинство успешных маркетологов осваивали профессию на практике, следуя завету Пифагора: «Нужно быть просто умным, а образованным ты станешь, когда будет свободное время».Сегодня положение кардинально изменилось. Маркетингу учат в ГУУ, Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова, МГУ, МЭСИ... Специализацию по программам МВА предлагают практически все российские школы бизнеса, а их не счесть. Существует несколько программ профессиональной сертификации маркетологов. Практикуются поездки за знаниями за рубеж. Наиболее сильными в этой области считаются университеты Chicago, Columbia, Duke (Fuqua), MIT (Sloan), Northwestern (Kellogg), UC Berkeley (Haas) и UCLA (Anderson), INSEAD (Fontainebleau).
Тем не менее распространено мнение, что профессиональному маркетологу практика дает гораздо больше, чем теория. Поэтому многие специалисты другого профиля предпочитают сначала поработать в маркетинговом отделе и только потом учиться маркетингу. И тогда встает вопрос о выборе бизнесшколы. Отношение работодателя к дипломантам противоречиво. Одни предпочитают зарубежный сертификат, другие считают, что в России специалист с «корочкой» западной школы подобен хирургу, ни разу не державшему в руках скальпель. Бытует суждение, что для маркетолога базовая профориентация необязательна. А вот INSEAD, одна из самых «крутых» европейских бизнес-школ, относит направление «Маркетинг в ИКТ» к приоритетным.
Большинство аналитиков считают, что отечественной фундаментальной маркетинговой школы сегодня нет. Бизнес-образование полностью встанет на ноги лишь тогда, когда в него, как на Западе, начнут приходить бизнесменыпенсионеры (в 55–60 лет они обычно отходят от дел и берутся за преподавание). Пока же круг высококлассных специалистов очень узок. Им часто приходится совмещать преподавание с практической деятельностью.
Хочется, чтобы у нас появились свои классы маркетинговых единоборств и желающие приходили бы в такую «школу Шаолиня» на два, три, пять лет, вынося оттуда знания боевого цивилизованного искусства. Подвижки есть. Российский президент заложил по камню в будущие фундаменты двух бизнес-школ ХХI века. Правда, есть опасение, что эти первые – в подмосковном Сколкове и Питере – могут стать «золотыми». Обучение по программе делового администрирования обойдется слушателям в $50 тыс., это примерно вдвое выше стоимости самой дорогой российской программы MBA (даже в Гарварде обучение по такой программе стоит от $6тыс.). Впрочем, учредители «Сколкова» утверждают, что выплачивать всю сумму сразу не придется: школа готова предоставлять образовательные кредиты. Но это всё перспективы.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!