Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Олег РАЗИН  26 мая 2009

Я хочу строить самолеты…

Читайте 2-ю часть статьи Олега РАЗИНА, зав. лабораторией радиопередающих устройств МТУСИ, гендиректора OOO “ Razin & Musatoff ”. В 1-й части (http://www.iksmedia.ru/articles/2623434.html) автор обсудил причины слабой заинтересованности студентов в получении качественного радиоинженерного образования. Как переломить ситуацию?

Во-первых, необходимо понять, кого мы готовим. Готовим, в первую очередь, инженеров. Не математиков, не физиков теоретиков, а инженеров. Настоящий инженер -- это тот, кто любит технику, хорошо ее знает и умеет ее «чувствовать». Для него работа в области техники есть нечто большее, чем просто зарабатывание денег. Поэтому первое и самое главное – обучение в техническом ВУЗе в должно быть ИНТЕРЕСНЫМ!



Начало обучения необходимо посвятить в основном ознакомительной тематике. Истории техники. Изучению качественной стороны основных открытий и опытов Фарадея, Тесла, Попова, Эдисона и т.д. Ознакомлению с ведущими работами отечественных и зарубежных конструкторов и инженеров. Надо дать возможность молодым людям поработать на различной аппаратуре, пока на уровне пользователей, и отвечать на многочисленные их вопросы. Проводить экскурсии на различные предприятия, радиовещательные центры, теле- и радиокомпании и т.д. Еще необходимо практическое изучение парка измиртельных приборов и приобретения элементарных навыков работы с ними. И конечно, самое главное – практика.



В дополнение к вышесказанному хочу привести пример: в Гуманитарном институте телевидения и радиовещания у студентов звукорежиссеров первого курса есть зачет по пайке, а в конце первого курса они самостоятельно собирают ламповый усилитель. Обратите внимание – у ЗВУКОРЕЖИССЕРОВ в ГУМАНИТАРНОМ. А у связистов в техническом – нет ничего подобного. Это нормально!? 



Я не учитываю ту «практику», которую проходили студенты нашего ВУЗа в конце второго курса. Проходили, потому что сейчас нет даже ее. На этой «практике» в течение нескольких дней, они якобы осваивали работу с паяльником и сборку простейших схем. Уж извините, за несколько дней можно выучить доказательство теоремы Пифагора, а научиться паять, пользоваться радиоизмерительной аппаратурой и «чувствовать» радиосхемы – НЕТ!


Еще хочу отметить необходимость приобретения элементарных навыков работы на металлообрабатывающих станках. Невозможно нарисовать грамотный чертеж, если не представляешь специфики этой работы. Это подтверждает пример из моей жизни. В научной лаборатории ФИАНа мне часто приходилось работать со студентами- дипломниками из различных ВУЗов. Несмотря на то, что практически у всех было «хорошо и отлично» по инженерной графике, их чертежи часто не принимали в опытном механическом цеху. Приходилось указывать на ошибки и исправлять. Студенты не представляли специфику работы на станках, какие бывают виды резцов и фрез, как рабочий подводит инструмент и т.д. Без этого грамотный чертеж не нарисовать.



           
Вот конкретная схема структуры образования в технических вузах с направлениями Радиотехника, Радиосвязь, Радиовещание и Телевидение. Данная схема родилась не сразу, а после многочисленных опросов среди работников и руководителей различных предприятий, преподавателей и студентов.


Для конкретики я указываю только те предметы, на которые хочу обратить внимание. Также я не указываю предметы, связанные с компьютерной тематикой. Само собой разумеется, что прикладное применение компьютера подразумевается на всех курсах и практически на всех предметах.

  Первый курс. 
  1. «История техники». Изучение качественной стороны опытов Фарадея, Попова, Маркони, Тесла, Морзе, Эдисона и т.д.
  2. «Обзорный курс радиотехники».
  3. «Обзорный курс радиоэлементов». Конденсаторы, сопротивления, катушки, дроссели, трансформаторы и т.д. Устройства коммутации и индикации.
  4. «Обзорный курс конструкционных материалов».
  5. «Обзорный курс измерительных приборов». Изучение  работы с основными электро- и радиоизмерительными приборами. Тестеры, генераторы НЧ и ВЧ, осциллографы. С наглядной демонстрацией оных.
  6. «Культура производства». Основы, правила, примеры.
  7. «Cоциальная психология». Основы.
 Практикум: 
  1. Занятия в институтских лабораториях. Работа с радиоаппаратурой на уровне пользователей, под руководством персонала лабораторий.
  2. Работа в институтских мастерских – слесарной, механической, электро- и радиомонтажной. Освоение слесарного, электро- и радиомонтажного инструмента, а так же элементарные навыки работы на основных видах металлообрабатывающих станках – токарном, фрезерном.
  3. Экскурсии на узлы связи, радиовещательные центры, телерадиокомпании, промышленные предприятия и т.д.
                В конце первого курса – курсовая работа. Сборка простейшего радиоустройства по готовой принципиальной и монтажной схемам. Наглядная демонстрация его работы.

 
Второй курс. 
  1. «Физика». Сокращенный курс (теория, лабораторные работы)
  2. «Высшая математика». Сокращенный курс.
  3. «Машиностроительное черчение». С изучением ЕСКД и графики электронных схем.
  4. «Теоретическая электротехника (ТОЭ)». Полный курс (теория, лабораторные работы)
  5. «Электронные и полупроводниковые приборы». Текущая элементная база. (теория, лабораторные работы)
  6.  «Электрические машины и источники питания». (теория, лабораторные работы)
  7. «Электрорадиоматериалы» (теория, лабораторные работы)
  8. «Детали механизмов радиоустройств». С основами теоретической механики. Подробный разбор примеров разнообразных оригинальных технических решений в отечественных и импортных конструкциях.
  9. «Социальная психология». Психология взаимоотношений.
                В конце второго курса – курсовой проект. Сборка радиоустройства по готовой принципиальной схеме с собственной разработкой монтажной. Наглядная демонстрация его работы.

 
Третий курс. 
  1. «Спец. Физика» (теория, лабораторные работы)
  2. «Спец. Математика»
  3. «Радиопередающие устройства». (теория, лабораторные работы)
  4. «Радиоприемные устройства». (теория, лабораторные работы)
  5. «Усилители низкой частоты». (теория, лабораторные работы)
  6. «Антенно-фидерные устройства». (теория, лабораторные работы)
  7. «Электродинамика и распространение радиоволн».
  8. «Основы импульсной и цифровой техники». (теория, лабораторные работы)
  9. «Конструирование радиоустройств» (бытовая, профессиональная, военная и космическая техника).
  10. «Социальная психология». Эффективность личности в социуме.
                В конце третьего курса – курсовой проект. Разработка, конструирование и изготовление радиоустройства по готовому ТЗ. Наглядная демонстрация его работы.

 
Четвертый курс. Специализация:                 а) Разработчик радиоаппаратуры.                б) Конструктор радиоаппаратуры.                в) Эксплуатационщик радиоаппаратуры.                г) Специалист по студийным комплексам радио и телевидения.                д) Инженер исследователь теоретических вопросов радиотехники.                е) Специалист по системам передачи информации.                ж) Разработчик-комплексник радиосистем.                и) Конструктор-комплексник радиосистем. Помимо специализации общие предметы: 
  1. Основы государственного управления.
  2. Частный бизнес в государственной  экономике.
  3. Организация и деятельность частных коммерческих компаний.
  4. Правовые основы деятельности государственных и частных предприятий.
                 В конце четвертого курса – комплексный курсовой проект с элементами коллективной работы. Разработка, конструирование  и изготовление радиоустройства по готовому ТЗ. Проект выполняется бригадой из двух – трех человек. Каждый член бригады отвечает за свой узел данного устройства. Наглядная демонстрация его работы.

 
 Пятый курс. 

Комплексный дипломный проект, имитирующий работу небольшого КБ. Разработка и изготовление или модернизация радиоустройства по готовому ТЗ. Выполняется несколькими бригадами. Каждая бригада отвечает за свой узел, а каждый член бригады – за свою часть узла. Общее руководство осуществляется студентами специальности «разработчик и конструктор комплексник».


 

Конечно, приведенная схема, возможно, далека от совершенства, и нуждается в доводке. Но это база той системы, которая должна лечь в основу образования молодых людей, решившими стать инженерами в области радиотехники.


 

            Прекрасно понимаю тот гнев, который обрушат на эту статью «метры» классической науки, кафедр высшей математики и физики, приверженцы  классической школы высшего образования. Конечно, это ваш «хлеб» и ваши убеждения. Уверяю вас, я никоим образом не умаляю значимость и важность этих дисциплин. Но это высшая ступень, поэтому должна она быть не в начале, а в конце обучения, и только для тех, кому это действительно необходимо. Это естественный процесс познания. Практически любое открытие начиналось с наблюдения неизвестного эффекта, изучения его с практической стороны и только потом под него подводилась теория. Люди сначала завораживались полетом птиц и мечтали летать. Жуковский экспериментировал с пластинками и бумажками и только потом вывел основы аэродинамики. Ньютон сначала получил яблоком по голове и только потом вывел закон всемирного тяготения. В любом процессе познавания мира на первом месте стоит чувство, эмоция, они рождают интерес и жажду познания. Так почему же процесс обучения должен отличаться от этой модели?



           
Может быть, когда, наконец, придет понимание этого, мы будем выпускать настоящих инженеров, которым не безразлично то, чем они будут заниматься. Которые будут выбирать работу не столько по размеру зарплаты, хотя и это немаловажно, а по душевному влечению. Руководители фирм и предприятий перестанут ругать ВУЗы за то, что приходится переучивать большинство специалистов заново. Исчезнет, наконец, тот закостенелый прагматизм, которого так много в молодежи и зреет он, к сожалению, там еще с детских лет.



           
Однажды я случайно попал на какую-то детскую телепередачу. Уже не помню ее названия. В какой-то момент ведущий подошел к группе детей и задал им совершенно тривиальный вопрос: «Ребята, а кто кем хочет быть и чем в будущем заниматься?» Дети были примерно 7-10 лет. Последовали опять таки совершенно тривиальные для нашего времени ответы: бизнесменом, юристом, депутатом… В этих ответах для меня уже давно не было ничего неожиданного, хотя было и немного больно. Ведущий сглатывал их с чувством полного удовлетворения, одобрительного «угукая» при этом. Но тут вдруг произошло то, что до сих пор вызывает у меня в душе трепет и на глаза наворачиваются слезы – поднялся один ребятёнок и сказал: «А я хочу строить  самолеты и космические корабли». Это было как гром среди ясного неба.



           
Не знаю, как сложится его жизнь и кем он станет в дальнейшем. Но пока - низкий поклон ему и его родителям.



                        
            Статья публикуется в авторской редакции.

  
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен