Рубрикатор |
Статьи |
Олег РАЗИН | 14 апреля 2009 |
Я хочу строить самолеты…
Российская высшая школа радиоинженеров в упадке. Большинство абитуриентов выбирают будущую специальность случайно. Но и те немногие, кто сделал выбор осознанно, к старшим курсам теряют интерес к технике. Почему уничтожается творческое начало в инженерных профессиях и как переломить ситуацию? Ответ на вопрос ищет Олег РАЗИН, зав. лабораторией радиопередающих устройств МТУСИ, гендиректор компании Razin & Musatoff.
«Земляной проводник» – это медный кирпич размером примерно 25х30х10см сопротивлением примерно 25кОм. Защитная сетка пентода предназначена для защиты лампы от вредного воздействия окружающей среды. Электронная лампа, в зависимости от предназначения, может быть заполнена дистиллированной водой или трансформаторным маслом. Если к щупам осциллографа присоединить батарейку то на экране мы увидим синусоиду с частотой 50Гц. Через конденсатор протекает постоянный ток величина которого зависит от расстояния между пластинами конденсатора. Полевой транзистор предназначен для использования в полевых условиях. Дроссель в цепи необходим что бы ток протекал строго в определенном направлении…
Думаете, что я цитирую Вам книгу «Физики шутят»? Увы, нет! Это совершенно серьезные высказывания студентов четвертого и пятого (!) курсов Московского Технического Университета Связи и Информатики (МТУСИ) на защитах лабораторных и курсовых работ, а так же экзаменах. И это далеко не все «перлы». Полное их собрание заняло бы несколько страниц.
Что же это значит? А это значит, что например выпускник медицинского университета, который завтра будет лечить нас с Вами скажет – «Что бы лечить ОРЗ надо сделать операцию на пяточном нерве, поджелудочная железа находится в правой ягодице, а с помощью фонендоскопа выводят бородавки. Смешно! Если бы не было так грустно.
Конечно, подобные высказывания слышишь далеко не от всех, это как говорится, уже полный «отстой». Но вот что парадоксально, студенты специальности «РАДИОТЕХНИКА» с большим трудом представляют, что же это за специальность и им совершенно не интересна эта самая радиотехника. Многие студенты специальности «РАДИОСВЯЗЬ» и «ПОДВИЖНАЯ РАДИОСВЯЗЬ» из всей радиосвязи в лучшем случае знают сотовый телефон, да и то, не столько как средство связи, а как набор дополнительных мультимедийных функций.
Сразу хочу отметить, что данная статья посвящена исключительно технической тематике, проблемам технического развития и технического образования. Особенно проблемам в области высшего технического образования.
Так что же происходит в наших технических вузах, а точнее с теми молодыми людьми, которые выбрали быть студентами в этих учебных заведениях. Почему в процессе обучения, теряется всякий интерес к техническим специальностям даже у тех, кто сознательно поступил в технический вуз. Сознательно, потому что к великому сожалению многие попадают в вуз случайно. Это те, кто поступил туда «за компанию», те, кого запихнули «заботливые» родители, те, кто спасается там от службы в армии и т.д. Эти случайные люди - беда любого вуза и увы, таких не мало. В последнее время, это становится практически массовым явлением, потому что, как это не прискорбно, конкурсы в технические вузы не высокие. Будет ли меняться данная ситуация в лучшую сторону, сказать трудно. Пока все прогнозы на этот счет не утешительные, учитывая то, что вся политика по так называемому воспитанию молодежи направлена в другую сторону. Нет практически ничего, что бы хоть как-то пробуждало интерес к технике у молодых людей. Да и с дальнейшим выбором жизненного пути идет вполне определенная пропаганда. Достаточно посмотреть на многочисленную рекламу частных и государственных учебных заведений. Что они предлагают. Есть любые гуманитарные, экономические, компьютерные специальности, все что угодно, только не технические. Складывается такое впечатление, что стране вообще не нужны техники и инженеры, а в лучшем случае отверточные сборщики и эксплуатационники импортной аппаратуры.
Два раза мой сын ездил в «пионерские» лагеря. Один из них был довольно неплохо организован. Множество кружков и секций. Но что меня опять поразило, ни одного радиокружка, ни одного кружка по моделизму. Как в одном лагере, так и в другом. Одни спортивные, компьютерные, организация бизнес-презентаций, Интернет и т.д. «Неужели никому из детей это не интересно» спрашивал я у сына. Ничего подобного. Некоторые из тех с кем он говорил с удовольствием пошли бы например в кружок по авиамоделизму. Но нету! Почему? Неужели, например, очень сложно организовать в лагере любительскую коротковолновую радиостанцию или авиамодельный и судомодельный кружки. Проводить соревнования. Ведь это целый мир, о котором современные дети, зачастую, и понятия-то не имеют. Неужели строчить «писульки» и играть в «стрелялки» по Интернету интереснее? Подхожу с этими вопросами к начальнику лагеря. Сначала, вижу взгляд человека, вообще не понимающего о чем идет речь. Вопросы были для него явно неожиданные. Потом простой ответ – «А кто туда пойдет, кому сейчас это надо?» Вот! И на этом все кончается. Да ведь нет же, черт возьми! Пойдут! Сначала немного. Пусть. Дети умеют увлекать друг друга. Они не взрослые, они общаются в основном на эмоциях. Одни потянут за собой других. Но увы, нету! Зато целый день гонять мячи – пожалуйста, пялиться в компьютерные мониторы – пожалуйста. А вот если бы у них была возможность провести ночь на коллективной любительской радиостанции, то я уверен, некоторые из них увлеклись бы радиотехникой на всю жизнь.
Трудно на словах передать всю романтику коротковолновой радиосвязи. На эту тему существует хороший Итальянско-Французкий художественный фильм о радиолюбителях - «Если Парни Всего Мира». К сожалению, единственный, действительно хороший фильм о радиолюбителях коротковолновиках. Его сюжет в кратце таков:
«Французский рыболовецкий траулер "Лютеция" ведет промысел в Норвежском море (Северная Атлантика). Члены экипажа судна поочередно заболевают неизвестной болезнью. Попытки капитана судна связаться с береговыми службами по служебной радиосвязи оказываются безуспешными. Отсутствует прохождение на служебных частотах из-за плохих погодных условий, а потом выходит из строя и сама аппаратура. Ситуация критическая. Неожиданно капитан вспоминает, что у одного из членов экипажа есть любительская коротковолновая радиостанция. Капитан посылает через коротковолновый передатчик сигнал бедствия SOS на радиолюбительской частоте 14300 кГц. Радиосигнал с судна удается принять радиолюбителю-коротковолновику в далекой Африке, который записывает координаты судна и связывает экипаж с доктором. Для спасения заболевших требуется в течение 12 часов доставить на борт антиботулическую сыворотку. Сообщение передается по цепочке через радиолюбителей разных стран, демонстрируя саму интернациональную суть коротковолновой радиосвязи и радиолюбительскую взаимопомощь. В дело включаются авиадиспетчеры, гражданские и военные добровольные помощники, ведутся многосторонние радиопереговоры в эфире, пеленгуется местоположение судна и в условиях сильного тумана самолетом, корректируемым по радио, лекарство доставляется больным вовремя. Благодаря радиолюбительской солидарности, экипаж судна возвратился живым и здоровым в родной порт. Возвращение транслируется по радио, в радиоперекличке принимают участие радиооператоры-профессионалы радиолюбители».Кстати, сюжет фильма основан на подлинных событиях. Об этом, в то время, писали в газетах и говорили по радио. Увы, в настоящее время с экранов телевизоров мы зачастую видим сосем другие картины.
Но все таки, несмотря ни на что, у некоторых ребят остается небольшой росток интереса к технической области, который они не прочь бы развить, и они выбирают соответствующий путь своего дальнейшего образования. И тут наступает следующая проблема, о которой следует поговорить подробно.
Давайте разберемся. Молодой человек решил, действительно сам сознательно решил поступать в технический вуз. Что он видит, с чем он сталкивается с первого курса. Ему сразу начинают забивать голову высшей математикой, классической физикой и разнообразными гуманитарными науками. Ни слова о том, ради чего он сюда пришел. Живой аппаратуры он не видит. Зато на него валом сыплются интегралы, дифференциалы, многоэтажные формулы, теоремы, да еще и с выводами. Человек еще не понимает, зачем все это нужно, и не может пока понять, это очевидно. Мало того, от успешного переваривания всей этой каши зависит его дальнейшая судьба в вузе. Вполне естественно, что тот маленький росток интереса, который теплился в нем, глохнет под этой тяжестью и у большинства студентов, в конце концов, умирает. А иначе и быть не может. Давайте вспомним, как маленьких детей выводят первый раз гулять и рассказывают про окружающий мир: «Вот цветочек, посмотри какой он красивый, посмотри какие у него лепестки. Вот дерево, посмотри на его листочки. Вот птичка, послушай, как она поет». А представьте себе, что мы начнем рассказывать детям об этом так: «Когда ты выйдешь на улицу ты увидишь цветок. Это растение семейства крестоцветных, у него столько-то тычинок, столько-то листьев, потому что… и т.д. Завтра ты мне все это сам расскажешь, а если нет – ремня, и никакой улицы». Через некоторое время ребенка просто начнет от этого тошнить. Он эти цветы и видеть то не захочет.
Понимаю, что у многих подобное сравнение вызовет смех. Как можно, скажете Вы, сравнивать маленьких детей и вполне совершеннолетних студентов. Уверяю Вас, пример абсолютно адекватный. Современная молодежь, в мире техники – это те же дети. Они не знают этого мира, как это не прискорбно. О причинах этого было сказано выше и теперь уже наша задача, сначала заинтересовать, показать молодым людям всю красоту и романтику этого мира, а уж потом начать объяснять, как он устроен.
«Это должны делать школа, разнообразные детские технические центры и т.д.» -- скажете Вы. Полностью с Вами согласен. Но этого не происходит! Нет технических кружков, нет бывших дворцов пионеров, нет технических спортивных секций, в СМИ нет ни одной передачи, которая хоть как-то стимулировала бы интерес к технике. Увы! Есть только повальное засилье компьютерных игр с ненормальными, агрессивными сюжетами и завал видеопродукции при взгляде на лицевые обложки которой, создается впечатление, что это фрагмент кошмарного сна пьяного параноика. Большинство названий фильмов вызывает похожие ассоциации.
Ждать, что изменится позиция государства и руководства СМИ в этом направлении также смешно, как смешно ждать, что крупный наркоделец, вдруг откажется от своего бизнеса и отдаст все накопления в реабилитационные наркологические центры.
Поэтому именно наша задача, поддержать, и по возможности развить интерес к технике, теплящийся в молодых людях, которые сознательно пришли учиться в технический вуз. Но увы, на сегодняшний день этот интерес не только не поддерживается, а всячески душится, сухостью и косностью существующей системой высшего образования. Мало того, зачастую, обучение на начальных курсах совершенно не согласованно с обучением на старших.
Ситуация парадоксальная. Студенты старших курсов, приходящие на лабораторный практикум, не имеют ни малейшего представления о том, как пользоваться различными измерительными приборами, а некоторые вообще не понимают разницы между, например генератором и осциллографом. Спрашивается, о какой дальнейшей работе может вообще идти речь? Задаю им вопрос:
- Господа, а что Вы собственно делали на кафедре метрологии?
- А нас там учили считать абсолютные и относительные погрешности.
- И все?
- И все.
Потрясающе! Зачем!? Иду на кафедру метрологии и спрашиваю «Как же так?». На меня смотрят как на врага народа, а на кафедре «Теории электрических цепей» вообще отвечают просто - «Как пользоваться осциллографом учат в ПТУ, а наше дело формулы, уравнения, интегралы…». Великолепно! Что же получается? Студентов, в процессе обучения в Вузе, надо периодически отправлять в ПТУ на полгодика? Так что ли? Или будущий инженер не должен уметь пользоваться измерительной аппаратурой? Что это за инженер, который не только не умеет пользоваться осциллографом, но и вообще не знает что это такое!?
Вот и получается, что приходится на старших курсах заполнять пробелы предыдущих лет обучения. В свое время, я даже просил ученого секретаря нашей кафедры, что бы он выделил несколько учебных часов для меня. Я хотел рассказать студентам об измерительных приборах, какие они бывают и показать, как и что с их помощью можно делать, чтобы на лабораторных занятиях они не тыкались в них как слепые котята. И что вы думаете? Пришли единицы. Большинству уже неинтересно. Вот Вам и результат.
Некоторые преподаватели нашей кафедры, на лекциях, показывают студентам, как выглядит сопротивление, конденсатор, катушка индуктивности. Доучившись до старших курсов, студенты ничего этого даже в глаза не видели. Периодически стараемся устраивать студентам экскурсии по лаборатории, включаем всю аппаратуру, чтобы показать ее в «живую» и рассказать, где и как используется. Тратим на это лекционное время, пытаясь пробудить хоть какой-то интерес. К сожалению, у большинства только мило улыбающиеся лица, с явным желанием того, чтобы это скорее закончилось и можно будет пойти пить пиво. Обидно, как говориться «до соплей». Хотя, что же мы хотим? «Живую» технику студенты видят в лучшем случае на последних курсах, а иногда не видят и вовсе. Радиоэлементы они видят только в виде мнемонических значков на бумаге и груды формул, а весь упор делается на заучивание того, что можно посмотреть в любом справочнике, когда это будет необходимо. Естественно, что от такой «романтики» стошнит кого угодно.
Я сам прошел весь этот путь, будучи студентом. Правда, мне было проще. Я пришел в этот вуз уже сформировавшимся радиолюбителем с четкими интересами и целями. Героически прорываясь сквозь тяготы и мытарства первых курсов, я все-таки видел «свет в конце тоннеля». Только это, не дало мне бросить институт еще в начале обучения, из-за вдалбливания совершенно бесполезных, как мне тогда казалось, знаний. Когда я, наконец, добрался до старших курсов, до живой аппаратуры и окунулся в этот мир, ради которого пришел сюда, я открыл для себя удивительную вещь. Те, совершенно бесполезные, как мне тогда казалось знания по высшей математике, физике и т.д. начинали периодически быть нужны для творческой работы. Я обратился к старым, ненавистным мне когда-то учебникам и справочникам. И о чудо! Насколько легко они вливались в меня. Как легко было все это понять и запомнить, как только мне это стало ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НУЖНО! А ведь на втором курсе я был на грани отчисления из-за высшей математики. Наш преподаватель очень любил, исписав доску невероятным обилием математических выводов, говорить: «А тех, кто этого не понимает - троллейбусный парк ждет». Сколько раз он говорил мне это в лицо, особенно на том, последнем экзамене, который я пытался сдать уже третий раз.
Ну, в троллейбусный парк я не попал, а все-таки закончил институт и много лет работал инженером-электронщиком в Лаборатории стандартов частоты, Физического института Академии наук им. П.Н.Лебедева, где разработал и создал немало аппаратуры для научных исследований. Некоторые экземпляры демонстрировались на международных выставках. Сейчас работаю заведующим лабораторией Радиопередающих устройств МТУСИ. Да, да, именно того института, который заканчивал. Совместно со своим коллегой, создал фирму по разработке и изготовлению на заказ аудиоаппаратуры класса HI-END. Обращаю внимание, ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ, а не перепродаже. Ну а поскольку всегда хотелось освоить как можно больше интересного, еще работаю звуко и видео инженером на радиостанции «Эхо Москвы» и телекомпании «RTVI». Так же участвую во многих частных технических проектах. Сейчас, например, принимаю основное участие в интереснейшем проекте по созданию полномасштабной «летающей» копии одного из первых русских самолетов «Илья Муромец». Вот вам и троллейбусный парк.
Хотелось бы встретиться сейчас с этим преподавателем, посмотреть ему в глаза и напомнить тех ребят, которые «вылетели» из-за него из института. А ведь среди них были очень талантливые люди. Еще на втором курсе они работали в «эфире» на аппаратуре созданной своими руками. Уверен, что из них получились бы настоящие инженеры, а не продавцы сотовых телефонов и отверточные сборщики импортной аппаратуры.
Кстати, мне довольно часто приходилось слышать от людей, занимающихся, например, сборкой телефонных станций или станций кабельного телевидения, фразу – «Мы инженеры!». Помилуйте, господа. Вам присылают конструктор из кубиков, винтиков и проводочков, а также бумажку, где «иностранный дядя» подробно вам расписал, какие кубики куда ставить, какие винтики куда закручивать и какие проводочки в какие дырочки втыкать. Увы, господа, пока что вы «подмастерья» у «иностранных дядей». Инженерами, в полном понимании смысла этого слова вы станете, когда поймете, что внутри этих кубиков, и начнете эти кубики создавать сами.
Одним словом поменьше бы таких преподавателей-ретроградов, которые не видят, а главное не хотят видеть истинное положение вещей, а просто тешат свое самолюбие. К сожалению, подобных примеров не мало. Кстати, ученый секретарь нашей кафедры, тоже едва не был отчислен из ВУЗа по тем же причинам. Увлеченный и талантливый радиолюбитель. Сейчас успешно защитил диссертацию и преподает на кафедре.
Есть и еще один неприятный момент - это очень тяжелое материальное положение преподавателей и технического персонала лабораторий. Молодые кадры на такую зарплату не идут, это вполне понятно. Поэтому остались старики, которым уже просто все равно и истинные энтузиасты, которых к сожалению очень не много, но на которых в общем-то все и держится. Здесь можно процитировать слова Н.Е.Жуковского сказанные своему ученику А.Н. Туполеву: «Наверное, если нас даже заставят приплачивать, мы все равно будем делать то, что мы делаем».
Подытоживая все выше сказанное ясно одно – существующую систему высшего технического образования надо менять. Она полностью себя изжила, и не учитывает ни специфику современной жизни, ни психологию современной молодежи. Самое главное она не учитывает, что человек – живое существо. Он познает мир и обучается по вполне определенным законам.
Вы спросите, есть ли конкретные предложения? Да, есть.
Как возродить высшую школу радиоинженеров в России читайте в следующих публикациях IKSMEDIA.RU.
Статья публикуется в авторской редакции.