Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 11 2007 |
Маргарита ЗОБНИНА | 05 ноября 2007 |
Сложности освоения контент-пространства
Поднимая на щит контент-сервисы, провайдеры и операторы не всегда четко представляют себе всю сложность освоения контент-пространства. Хотя в недостатке новых бизнес-моделей взаимодействия и цепочек создания стоимости их упрекнуть трудно.
Строя сети и разрабатывая всё новые и всё более интересные контент-предложения, одни компании рассчитывают получить дополнительные доходы от продажи контента, другим важно создание конкурентного преимущества, третьи уповают на увеличение доходов от трафика. Между тем, как показывает статистика, доля контентных услуг в доходах операторов сотовых сетей снизилась с 3,8% в 2004 г. до 2,9% в 2006 г. (рис. 1).По пути интеграции
В 2005 г. рынок контента поразил неожиданный для него кризис, во многом вызванный тем, что потребители стали все чаще обращаться к Интернету как источнику бесплатного получения наиболее популярных сервисов - мелодий и картинок. Провайдеры мобильных сервисов впервые столкнулись с конкуренцией других транспортных сред, и выхода из этой ситуации не найдено до сих пор. Предлагается даже перевести пользователей мобильного контента на рекламную модель, как в интернет-сегменте, но есть справедливые опасения, что это окончательно отучит потребителя платить за контент-сервисы.
С конвергенцией сетей, увеличением скорости мобильного Интернета и повышением мобильности традиционного пользователь получает доступ к любому интересующему его контенту практически из любого места при помощи любого устройства. Вопрос только в желании и цене.
Сегодня правильнее говорить не о рынке мобильного контента, а о рынке цифрового контента, состоящего из нескольких сегментов: это прежде всего мобильный и интернет-контент, а также подтягивающийся к ним телевизионный. Ситуация на российском рынке цифрового контента на конец 2006 г. показана на рис. 2 (данные «iKS-Консалтинг»).
В 2007 г., по прогнозам участников этого рынка, его объем (доходы от потребителей) превысит $600 млн, в первую очередь благодаря активизации интернетсегмента: ожидается рост числа абонентов широкополосного доступа (а значит, увеличение спроса) и повышение собираемости доходов в результате усиления борьбы с пиратством и развития платежных механизмов. Вырастет и мобильный сегмент, во многом за счет развития в мобильных сетях связи операторского контента, WAP- и web-порталов и подготовке пользователей к потреблению 3G-услуг.
Оба сегмента - и мобильный, и Интернет - ищут, какие услуги и бизнес-модели эффективны; операторы пытаются применить их в своих сетях, зачастую интегрируя мобильный и интернет-сервисы, как это делают, в частности, livejournal, gmail, сайты знакомств. На стыке двух этих сетей в 2006-2007 гг. рождались наиболее успешные с коммерческой точки зрения проекты - телевизионные голосования, телечаты, оплата скачивания видео и музыки из Интернета при помощи SMS. Причем удачные решения лежат, как правило, на поверхности и задействуют достаточно простые для пользователя технологии, поскольку массовый потребитель принимает те услуги, которые ему интуитивно понятны и доступны. Логично предположить, что и дальнейшее развитие пойдет именно по этому пути - пути интеграции разного контента вслед за интеграцией устройств доступа и распространением услуг double и triple play.
Как завоевать аудиторию
Между тем интернет-сегмент контент-сервисов трудно сравнивать с мобильным, поскольку методология его подсчета еще не устоялась. В данном случае российский рынок был очерчен как суммарные доходы, полученные провайдерами от предоставления контентных услуг конечным пользователям. К тому же бо'льшая часть доходов собирается не с пользователей, а с рекламодателей. Но в любом случае денежные потоки напрямую зависят от количества пользователей ресурса. В связи с этим возникает вопрос: как расширить аудиторию и убедить потребителей использовать сети более активно?
Сегодня компании, планирующие заниматься перспективным направлением WiMAX, имеют родственные фирмы для агрегации и создания контент-предложений: у «Синтерры» это «Синтерра-Медиа», у «Суммы Телеком» - «Агрегат Медиа», у «Комстара» - СММ. Все они выбирали, создавать контент самим или агрегировать его, поставлять абонентам только собственных сетей или же продавать и другим. Сейчас, например, выигрывает модель gated garden, когда контент агрегируется и контролируется, а затем предоставляется и своим абонентам, и абонентам партнерских сетей. Время покажет, насколько эффективны бизнес-модели этих компаний, тем более что зарубежный опыт свидетельствует: успех возможен при использовании любой модели.
Главная сложность - заполнение бизнес-модели сервисами. В мобильном сегменте успешный сервис копируется от одного дня до пары недель, в интернет-сегменте - еще быстрее. Так, успех онлайндневников и социальных сетей способствует все большему их распространению: вслед за LinkedIn появились «Мой круг», «Одноклассники» и др.
Интересно посмотреть на динамику: если в сентябре 2006 г. русскоязычные блоги велись в основном на 14 блог-хостингах (службы размещения дневников, содержащие более 200 блогов), то уже в апреле 2007 г. их число практически удвоилось и достигло 27. И это притом, что в данном типе сервисов крайне важен сетевой эффект, который практически невозможно скопировать - его нужно постепенно наращивать. Здесь, несомненно, есть позитивный момент для российских сервис-провайдеров, поскольку для них это шанс создать успешный проект, адаптировав зарубежный опыт к российской действительности. В частности, если осенью доля русскоязычных блогов, размещенных на российских блог-хостингах, составляла, по данным «Яндекса», 62%, то уже нынешней весной она достигла 72% (рис. 3).
Все это открывает двери новым видам бизнеса - теоретически с расширением ассортимента услуг должны вырасти и доходы предлагающих их компаний. Сервис-провайдеры создают разнообразный контент, производители оборудования придумывают новые технологии, облегчающие, на их взгляд, потребление услуг, участники рынка собираются не менее четырех раз в год, чтобы обсудить новые технологии и сервисы.
Сложность в том, что, следуя правилам конфиденциальности, операторы и контент-провайдеры не анализируют реальные данные о потребителях конкретных услуг. Но разве можно получить объективную картину, варясь в собственном соку? Для того чтобы расширить и дополнить ее, проводятся полевые исследования потребителей, создаются фокус-группы. А может быть, надо встретиться с потребителем лицом к лицу? Это позволило бы не только узнать, кто он, но и лучше понять, что его волнует, выяснить, что он предпочитает и что мешает ему потреблять больше контента? Если все участники контент-цепочки собираются вместе, почему бы им не включить в свое собрание и конечных потребителей? Идея контент-шоу витает в воздухе, как и понимание того, что мир мобильного контента - это уже скорее мир цифрового контента, который все глубже вторгается в офлайн-жизнь.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!