Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 11 2005 |
Вера ШУЛЬЦЕВА | 01 ноября 2005 |
«Мы летим в одном космическом корабле». Интеллект спасет мир
Контуры мирового порядка«ИКС»: Владимир Федорович, как бы вы охарактеризовали общечеловеческую сущность XXI века?
– С моей точки зрения, символ нашего века – нарождающееся глобальное сообщество, с одной стороны, взаимосвязанное по сути и содержанию, с другой – обладающее разнообразием культур. Оно не только идет на смену, но и подрывает систему Вестфальского мира, составляющего основу старого миропорядка и современного международного права.
Трансграничные отношения между субъектами общественной жизни (отдельными людьми, объединениями, партиями, фирмами) разрослись до невероятных масштабов. Причины самые разные: активные усилия правительств по устранению межгосударственных барьеров, технологические прорывы в сфере транспорта и инфокоммуникаций – от аэробусов до Интернета, а также свойственные рыночной экономике стремление к международному разделению труда, развитие культуры потребления и международного общения. В результате усложняется взаимосвязь обществ разных стран, которую ныне принято называть «глобализацией». Она началась в индустриально развитых странах и распространилась затем на остальной мир. Характерно, что в условиях глобализации внешняя торговля растет быстрее, чем мировое производство, как и трансграничные инвестиции (более $400 млрд в год), которые еще теснее связывают общества между собой.
«ИКС»: Можно ли считать, что происходит «эрозия» Вестфальской системы?
– Да, эти транснациональные связи создают как бы в обход правительств внутреннюю взаимозависимость и тем самым ограничивают возможности государств производить собственные маневры, например в экономической политике. Увеличивается уязвимость классического «территориального государства», внешние границы которого становятся все более открытыми.
На мой взгляд, глобализацию мы излишне драматизируем. На самом деле она началась еще во времена Марко Поло. Ее первый агент – торговля, затем присоединилась промышленность. Сегодня одна из главных движущих сил – технологическая революция, которая сообщает глобализации неведомые ранее скорости переустройства мира. К примеру, все перемены, произошедшие на планете за последнее десятилетие прошлого века, по старым меркам растянулись бы на столетие. XXI век – эпоха нового глобального мироустройства.
Планетарное мышление
«ИКС»: Что является предметом беспокойства?
– Мы оцениваем происходящее в терминах и концепциях прошлого. А ведь новый мировой порядок требует планетарного мышления. Если еще недавно благодаря плодам цивилизации мы стали «жителями одной деревни», то сегодня мы – «пассажиры космического корабля» и сообща заинтересованы в безопасном полете. Так что прежде всего – терпение и осторожность. У каждой страны – свой интерес, но блюсти его надо в глобальном контексте.
«ИКС»: То есть в понятиях глокализации – «мыслить глобально, действовать локально»?
– Глокализация – не антитеза, а скорее разумный компромисс внутри системы глобализации, иными словами – региональная интеграция. Государство по-прежнему остается важным действующим лицом на международной арене, но если его эпоха движется к закату, то что достойно прийти на смену? Как создать «концерт» наднациональных и международных систем экономического и политического регулирования? Вопросы эти пока остаются без ответа даже теоретически, не говоря уже о практике.
«ИКС»: Насколько сильны региональные объединительные амбиции?
– Пока происходит экстенсивный рост общественных объединений. Так, если в середине ХХ века, помимо ООН, существовали еще только две региональные организации, то сегодня их свыше 50! Кроме того, раньше в ООН были представлены государства, а сегодня это организация правительств. Парламентарии образовали свой собственный межпарламентский совет. Появился и новый порядок участия. Когда-то государству разрешалось входить только в одну международную организацию, ныне практикуется взаимопроникающее членство. Таким образом, возрастает роль местных (региональных) сообществ. Поэтому все труднее вести диалог, ибо вся архитектоника мирового сообщества должна быть вписана в рамки международного права.
«ИКС»: Как вы оцениваете влияние НТР на пейзаж планеты?
– Конечно, глобализация в ее последней, новейшей, стадии несет научно-техническое перевоплощение мира. Технический прогресс открывает неведомые доселе возможности и вместе с тем создает большие трудности. Среди самых опасных, и с этим согласны практически все главы государств, – раскол мира по критерию благосостояния. Так, по данным ООН, сегодня состояние 358 миллиардеров соизмеримо с доходами 2,3 млрд населения, т.е. 45% всех жителей земли. Развивающиеся страны располагают 22% мирового богатства, а это 80% всего населения. Разрыв запредельный и пока не сокращается.
От слов к делу
«ИКС»: Ваша версия – вопрос XXI века?
– Как, какими средствами решить проблему мира на земле – главный вопрос нашего века. Огромные возможности на этом поле деятельности открывает технический прогресс. Симптоматично, что сегодня большинство стран рассматривают стабильность и конкурентоспособность национальных экономик именно в фокусе построения информационного общества. Прежде всего это подразумевает бесплатное начальное и среднее образование, поддержку исследовательской и инновационной деятельности, создание сильных научных центров в стране. Конечно, такие амбиции требуют соответствующей «амуниции». По мнению президента одной из африканских стран, для того чтобы резко поднять образовательный потенциал (и особенно – познавательный интерес!) жителей континента, достаточно для начала научить пользоваться компьютером и новой техникой сотню человек из каждого племени. Нужны деньги. Богатым странам придется поделиться: сегодня это не роскошь, а неизбежность. Такая помощь анонсирована в обращении Генерального секретаря ООН Кофи Аннана к главам правительств государств ОЭСР в размере 0,7% от ВНП.
«ИКС»: Это уже конкретный шаг. Тем не менее реальность заставляет торопиться. Что необходимо предпринять?
– Определяющую роль должно сыграть хорошо организованное гражданское общество как на мировом, так и на национальном уровне. Главный инструмент его формирования – диалог на всех уровнях человеческого общества. И мощнейшим рупором здесь являются плоды современной технологической революции: работающие на общей планетарной волне радиовещание и телевидение, традиционные СМИ и, разумеется, новые информационные технологии, среди которых уже четко просматривается Интернет. Потенциал телевидения (и Интернета) в интересах влияния и воспитания колоссален и должен служить не сиюминутным интересам власти предержащей, а формированию общих морально-этических ценностей общества. У телеэкрана мы привыкли отдыхать. Но стратегия «кинобудки» губительна для развития телевидения как разновидности искусства и как института, формирующего общественное мнение и создающего информационное поле.
«ИКС»: Социологи утверждают, что 20% жизни, с 6 до 18 лет, наши дети проводят в среде мультимедиа, т.е. в течение 12 лет жизни для них это привычный и чарующий мир. Не использовать такой шанс «в мирных целях» просто преступление!
– Более того, как утверждают психологи, человек в среднем запоминает 20% информации услышанной, 60% – увиденной и 80% – увиденной с разъяснениями. А выводы, которые сделает индивидуум, во многом зависят от его морально-этических ценностей. Поэтому гуманистическое воспитание архиважно, и тут только один выход – воспитывать людей в духе диалога. Европейцы ведут диспуты о культуре, мусульманские страны – о религии. Очевидно, что это узко, – диалог должен быть всеобъемлющим и звучать как можно чаще и в прямом эфире, и в частных встречах.
«ИКС»: Пора, видимо, обратить внимание на молодежь. Не этому ли учит нас история?
– Именно. Через несколько лет они станут государственными лидерами, бизнесменами, дипломатами, и нам необходимо создать на будущее корпус умеренных лидеров, лишенных этнических, религиозных и идеологических экстремистских убеждений. Интересно вспомнить, что впервые понятие «этнические расы» было введено антропологом Ж.А. де Гобино в XIX веке. А до этого существовали лишь две социальные категории – аристократы и плебс. В новом глобальном сообществе целесообразно в психологическом аспекте делить общество на расы умеренных и экстремистов. Пора «комплектовать» интернационал умеренных лидеров в противовес экстремистам всех мастей. В данном контексте потребность в лидерстве огромна.
«ИКС»: По словам профессора А. Яблокова, «ген лидерства» найден и определить его можно по биохимическим показателям крови. Объективное выявление потенциальных лидеров на основе анализа крови человека не производилось. А была бы такая методика плюс тесты на «профпригодность», так уже в XXI веке мы избавились бы от большой проблемы?!
– К примеру, могли бы тестировать на приверженность демократическим и правовым принципам… Что ж, остается надеяться, что такие лидеры непременно появятся и естественным путем. Трудные времена выдвигают таких героев. Я исторический оптимист.
О прогрессе в ИКТ и не только
«ИКС»: Как оцениваете глобализирующий эффект достижений в ИКТ-индустрии?
– Не считая себя специалистом в данной области, тем не менее полагаю, что при разумном использовании даров интеллекта ИКТ могут стать очень серьезной движущей силой в формировании «цветущих островов» земной цивилизации. Так, Декларация принципов и План действий нарождающегося информационного сообщества (Женева, 2003 г.) дают, на мой взгляд, «водительские права» всем гражданам мира. Но применять их нужно сообразно собственным дорожным картам и национальным условиям. И в этом плане особенно важна роль государства как в деле защиты своего народа, так и в контексте глобального продвижения страны.
«ИКС»: Ведет ли глобализация к размыванию национальной культуры?
– Это одна из серьезнейших проблем. Мы теряем культуру. Диалог на этом поле не всегда корректен. История учит, что мир не знал идеальных цивилизаций: у каждой свои плюсы и минусы. Перефразирую А. Сахарова: необходима конвергенция культурных позитивов. В новом глобальном сообществе надо концентрировать внимание на тех ценностях, которые нас объединяют: это толерантность, солидарность, взаимопонимание. Одни цивилизации делали упор на рациональность, другие – на духовность. Мы же должны взять от них всё лучшее, поскольку рациональность без духовности просто «не работает» и наоборот. Аналогично следует поступить с правом. Акцент на право или на морально-этические ценности не есть противоречие. Необходим диалог взаимообогащающего культурного опыта.
Чем больше мы объединяемся как международное содружество, тем разнообразнее культура, что усиливает нашу взаимозависимость, делает нас лучше и интереснее, как бы парадоксально это ни звучало. Если хотите – это диалектика развития: единство через разнообразие.
«ИКС»: Какой комфортности для мирового сообщества можно ожидать от ИКТ?
– Возможность раннего предупреждения и защиты от природных и техногенных катаклизмов. Глобализация несет ворох опасностей для человека с точки зрения нарушения экологического равновесия. Но вспомним: мы в одном космическом корабле.
Важнейший вклад в образовательный потенциал населения планетыожидается от дистанционного обучения, где одна из ведущих ролей отводится средствам связи. Тем не менее это лишь солидное дополнение к общей системе получения знаний, но не альтернатива традиционному образованию. Обе ветви обучения должны развиваться параллельно, дополняя друг друга. Ну а роль телемедицины в специфических условиях нашей планетарной географии и пестроты социальной обеспеченности людей и переоценить-то невозможно.
Время – ставить реальные задачи и думать, какими средствами можно оптимально обустроить новое человеческое сообщество. Многие представители политической элиты, бизнеса и менеджмента склонны думать, что все можно решить хорошим управлением. С такой концепцией я категорически не согласен. Единственный выход – ответственное конституциональное демократическое управление. Но для этого мы, живя в глобальном сообществе, должны выработать общую для всех систему ценностей. С учетом культурного разнообразия человечества и идеологических различий, прежде всего религиозного характера, эта задача – сложная, требующая вселенской мудрости и терпения. Разум и прагматичность приобретают все большее значение в истории эволюции человеческих сообществ.
Я верю в человечество. Интеллект спасет мир!
ДОСЬЕ ИКС
Современная система государственных отношений и нынешнее международное право вышли из Вестфальского мирного договора, заключенного в 1648 г. Он положил конец кровавой войне, в ходе которой религиозно-конфессиональные и политические претензии на обладание властью тогдашних сторон конфликта опустошили центр Европы. Мирные договоры, заключенные в Мюнстере и Оснабрюке, стали точкой отсчета для современного государства как обособленного территориального образования. Договоры закрепили суверенитет государства в сфере внутренней и внешней политики и тем самым – принцип невмешательства во внутренние дела государств.
Вестфальская система – это система уважающих чужой суверенитет и равных между собой государств, которые самостоятельно определяют внутреннюю политику и свободны в своих внешних действиях. Те же принципы заложены в Уставе ООН, которая сегодня, как и миропорядок в целом, переживает кризис.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!