Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 10 2007 |
Дмитрий АЛТУХОВ | 15 октября 2007 |
SMB- клиент мультисорсинга
Коммерческое предложение. Участники тендера на создание телекоммуникационной инфраструктуры и оказание услуг сделали развернутые предложения для компании N. В России комплексное предложение услуг для малого и среднего бизнеса пока практически отсутствует. Описываемая компания N за рубежом была бы типичным клиентом аутсорсинговой компании, все услуги покупались бы в режиме one-stop shop, у одного поставщика. В России же в любом случае придется говорить о мультисорсинге, покупке услуг у разных поставщиков и их интеграции своими силами или с привлечением консультанта (интегратора).
В России комплексное предложение услуг для малого и среднего бизнеса пока практически отсутствует. Описываемая компания N за рубежом была бы типичным клиентом аутсорсинговой компании, все услуги покупались бы в режиме one-stop shop, у одного поставщика. В России же в любом случае придется говорить о мультисорсинге, покупке услуг у разных поставщиков и их интеграции своими силами или с привлечением консультанта (интегратора).На мой взгляд, основные проблемы компании N находятся не столько в области услуг связи, сколько в области инфраструктуры информационных технологий. Поэтому мое мнение будет скорее изложением позиции «временного ИТ-директора» и описанием возможного «идеального» решения.
Для начала сделаем допущение, что компания N вряд ли собирается создавать собственную ИТ-инфраструктуру и серьезно инвестировать в нее, поэтому надо говорить скорее о комбинации имеющихся на рынке предложений.
Определим основные задачи:
- объединение офисов и складов в единую корпоративную сеть;
- создание общей ИТ-инфраструктуры;
- создание единой корпоративной почтовой системы;
- обеспечение доступа к почте для мобильных сотрудников;
- оптимизация использования дальней и мобильной связи.
Для объединения офисов в единую корпоративную сеть можно использовать и существующие подключения к сети Интернет, создав поверх них собственную виртуальную частную сеть (VPN), но такое решение ненадежно и не оптимизирует затраты на связь. В данном случае больше подойдет услуга IP MPLS VPN, уже ставшая практически стандартной на рынке. Она позволяет получить VPN поверх выделенной сети оператора связи, не создавать собственную сетевую инфраструктуру и не управлять ею. Здесь компании N придется выбрать единого провайдера, способного обеспечить подключение всех офисов и складов к своей сети.
Для организации единой почтовой системы, совместной работы и мобильного доступа сотрудников можно предложить два варианта - инфраструктуру Microsoft и альтернативное решение на базе open source, например Zimbra Collaboration Suite.
Если говорить о решениях Microsoft, то для создания единой ИТ-инфраструктуры нужно в первую очередь внедрить службу каталогов - Microsoft Active Directory. Microsoft Exchange Server в качестве системобмена почтой и совместной работы обеспечит требуемую централизацию, доступ к почте через веб-интерфейс и синхронизацию с мобильными устройствами (коммуникаторами и т.п.). Также будут доступны все дополнительные функции Exchange - календари, назначение совещаний, общие папки. В инфраструктуре Microsoft целесообразно также внедрить управление рабочими станциями с использованием Systems Management Server 2003 или нового продукта для среднего бизнеса - Systems Center Essentials. Такое решение позволит обеспечить централизованную установку обновлений и приложений, отслеживание количества используемых лицензий.
Поскольку у компании нет своей ИТ-службы, целесообразно организовать хостинг (точнее, купить услугу управления - managed service) инфраструктуры (Active Directory, Exchange). Как минимум в российских условиях можно просто установить серверы у провайдера. А услугу управления заказать у ИТ-компании, специализирующейся в области сопровождения ИТ-инфраструктур. Услуга хостинга Exchange дает дополнительные преимущества: можно не покупать серверное ПО, а арендовать его. Для операторов хостинга у Microsoft есть специальный вид лицензии - SPLA (Service Provider License Agreement), позволяющий оказывать услуги с ежемесячными платежами. Однако в России сегодня практически нет предложений по Microsoft Managed Services «под ключ». Как правило, задача интеграции услуг различных поставщиков достается заказчику или системному интегратору, если заказчик готов его привлекать.
Более дешевое решение на основе Zimbra Collaboration Suite - наиболее функционально развитый конкурент Microsoft Exchange, обеспечивающий очень близкую функциональность, с полноценным веб-интерфейсом и поддержкой мобильных устройств. Zimbra имеет бесплатную open source-версию и коммерческий вариант с расширенной функциональностью и поддержкой. За рубежом доступны хостинг Zimbra в режиме SaaS (Software as a Service, ПО как услуга). В России же, насколько мне известно, пока таких предложений нет. С другой стороны, настройку и поддержку Zimbra можно заказать и у ИТ-компании. Такое решение дешевле, но теряются централизация и управляемость (Active Directory, Systems Center). В нашем случае, возможно, компания N может обойтись и без них.
И наконец, несколько слов о телефонии. Использование любого VoIP-решения внутри организации абсолютно законно, так как такая организация не оказывает услуг связи и может общаться между офисами как ей удобно. Самый простой и дешевый способ - Skype поверх уже созданной виртуальной частной сети. Примерно такой рецепт используется в Zimbra. Дальше могут рассматриватьсялюбые решения, вплоть до IP-АТС или IP-шлюзов к существующим телефонным станциям.
С мобильной связью, вероятно, самое простое решение - выбор одного оператора, заключение с ним корпоративного контракта. Появится возможность контролировать затраты на мобильную связь, звонки сотрудников друг другу, в том числе и между офисами в Москве и Санкт-Петербурге при корпоративном тарифе будут значительно дешевле. Возможно использование безлимитных тарифов на местную и междугородную связь. В среднем компании, использующие корпоративные тарифы на мобильную связь, экономят до 30-40% ежемесячно.
И несколько слов о стоимости. Однозначно сказать, во что обойдется компании N оптимизация телекоммуникационной и ИТ-инфраструктуры очень сложно. Корпоративные тарифы сотовых операторов публичны, есть возможность получить по ним полную информацию. В процессе проведения конкурсного отбора, переговоров можно обсуждать дополнительные скидки. И напротив, тарифы ведущих операторов фиксированной связи, к сожалению, не являются публичными, поэтому единственный способ оценить стоимость - запросить коммерческие предложения.
Я думаю, что появление пакетных предложений услуг для SMB с публичными тарифами помогло бы развитию рынка в целом, так как зачастую заказчики из SMB-сегмента просто не знают, какие возможности им могут предоставить поставщики услуг.