Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 8 2005 |
Лилия ПАВЛОВА | 01 августа 2005 |
Triple play в России: рождение рынка
В центре – абонент, во главе – контентНа повестке дня – «абонентоцентричность» и «контент-ориентированность» сегодняшнего инфокоммуникационного бизнеса. Чем характерен нынешний период развития рынка? На этот вопрос гендиректор «Алкатель Россия» А.Н. Микоян ответил так: «Мы все больше склоняемся к тому, что в центре услуги – потребитель, он – главное определяющее лицо, его желаниям следуют операторы при предоставлении этих услуг. На глазах меняется модель работы оператора: если раньше во главу угла ставилась технология, то теперь – абонент. Еще одна новость: в России родился рынок услуг triple play. Сегодня можно говорить о новом этапе внедрения у нас широкополосных технологий связи и мультимедийных услуг. Главная его особенность в том, что потребности клиентов в мультимедийных услугах полностью подкреплены технологическими разработками и адекватными рыночными механизмами».
Основным сдерживающим фактором развития услуг triple play А.Н. Микоян назвал трудности с приобретением содержания. В этом отношении «первая ласточка» российского рынка triple play – «Система Мультимедиа» – являет собой удачный пример работы с контентом (агрегация, производство, хранение и распространение). В мультимедийном проекте АФК «Система» изначально была сделана ставка на контент, что принципиально отличает его от других подобных проектов, реализовать которые пытались разные операторы. Если стандартным правилом прежних проектов была «техноцентричность» – построение широкополосных «труб» до абонента и предоставление абоненту полной или частичной возможности доступа к тому или иному контенту или сервисам, то проект «Системы Мультимедиа» «контентоцентричен», в его основе – идея предоставления абоненту высококачественного контента.
Компания обеспечивает вещание 74 ТВ-каналов и 18 каналов «виртуального кинозала», есть два английских клубных канала («Челси» и «Манчестер Юнайтед»), канал «Эротика», этнические каналы. «Такой контент на рынке стоит дорого, – отмечает исполнительный директор «Системы Мультимедиа» В.Э. Шуб. – Кроме того, бо’льшая его часть не русскоязычная. Поэтому нам пришлось действовать в двух направлениях. Для создания цивилизованных условий закупки дорогого качественного контента была установлена система криптозащиты контента, которая обеспечивает нам прочные взаимоотношения с правообладателями и возможность предоставлять абонентам высококачественные передачи (например, премьерные фильмы)».
В то же время АФК «Система» приняла беспрецедентное решение – производить собственный контент. В производстве находятся четыре ТВ-канала – «Ретро ТВ», «Здоровье ТВ», «Охота и Рыбалка», «Драйв». В дальнейшем компания будет увеличивать количество каналов в надежде повысить привлекательность своего ТВ- и видеопакета для потенциальных абонентов. Создается собственная видеотека фильмов, которая впоследствии будет использована не только для услуг «виртуального кинозала», но и для предоставления видео по требованию.
В мае этого года, подписав соглашения о дистрибуции видеоканалов собственного производства на территории России и стран СНГ, «Система Мультимедиа» «подняла» на спутниковый транспондер четыре собственных видеоканала. Сейчас оператор заключает контракты с региональными дистрибьюторами видеоконтента на право показа этих каналов (уже есть соглашения с шестью компаниями в России и с четырьмя – в странах СНГ). Таким образом, «Система Мультимедиа» стала национальным провайдером видеоконтента на территории России и СНГ, где сосредоточена основная часть русскоговорящей аудитории. В пилотном вещании каналы доступны более чем полуторамиллионной аудитории.
Очень важный шаг компании – строительство мощного центра контент-агрегации и контент-дистрибуции. В своем техцентре «Система Мультимедиа» установила оборудование, которое позволяет принимать и агрегировать большое количество ТВ-каналов, унифицировать их в единый IP-формат, выводить контент на транспортный уровень МГТС и предоставлять видеосервисы абонентам канала СТРИМ вместе с интернет-доступом (в Москве проект реализуется силами МГТС, «МТУИнтел» и «Системы Мультимедиа»). Компания централизованно контролирует контент, его доставку и потребление с помощью специальных систем криптозащиты и управления услугами. Для получения услуги «СТРИМ ТВ» абонентам предлагается соответствующий набор абонентского оборудования (специализированные модемы для одновременного подключения компьютера и абонентского STB AmiNET-110 производстваAmino).
Таким образом, за короткий срок «Система Мультимедиа» начала совместное с «МТУ-Интел» коммерческое предоставление услуг «данные + видео», производство собственных телеканалов и кинофильмов, региональную дистрибуцию четырех телеканалов собственного производства, региональную экспансию проекта. В ближайших планах – развернуть сеть серверов для предоставления услуг VoD, перевести московскую видеосеть на стандарт видеокомпрессии H.264 (MPEG-4 p. 10), начать доставку двух и более сжатых по H.264 телеканалов стандартного DVD-качества по одной телефонной паре, перейти на доставку телеканалов высокого разрешения по телефонным парам с использованием H.264, активизировать региональную экспансию.
Удивительная арифметика
Вице-президент по маркетингу и связям с общественностью Alcatel (Бельгия) Ж.-П. Лартикье отметил: «Мы полагаем, что triple play сегодня означает не "три в одной", а по крайней мере "семь в одной". Такая вот удивительная арифметика: 1+1+1=7». Имелось в виду, что объединенные услуги «голос + данные + видео» предоставляют возможность их комбинации, в результате чего появляются такие сервисы, как VoD, интерактивное ТВ, цифровые телепрограммы, виртуальные сетевые видеомагнитофоны.
Задача операторов состоит в том, чтобы почувствовать ожидания своих абонентов: какие новые услуги востребованы сегодня, а какие будут привлекательны завтра и послезавтра? Правильный ответ позволит принять верное маркетинговое и технологическое решение.
Alcatel готова поделиться опытом маркетинговых исследований, проведенных в разных странах. Как показали опросы абонентов, их требования можно было бы тоже объединить в «концепцию triple». Первая составляющая – высокое качество и интересный контент. Вторая – возможность получения персонализированной услуги (т.е. контента, который привлекателен именно для данного абонента и предоставлен в удобное для него время) и взаимодействия с ее контентом, иначе – интерактивность. Третья – мобильность абонента.
Таким образом, «абсолютный абонент triple play» будет в любом месте в любое время получать свой персонализированный контент, с которым он сможет взаимодействовать в интерактивном режиме. Однако до этой модели и оператору, и самому абоненту нужно еще дойти. Вехами могут стать комбинированные возможности. Например, сочетание персонификации и интерактивности означает получение абонентом услуг персонального вещания, возможность формировать контент и предоставлять к нему доступ другим пользователям, обмениваться фото- и видеоматериалами, пользоваться сетевым видеомагнитофоном и др.
Просторное поле для новых идей предоставляет мобильность услуг triple play. Сегодня это возможность использования мобильных терминалов в качестве «агентов» услуг triple play, когда трубка может служить универсальным пультом дистанционного управления для «бесшовного» перехода от мобильной к фиксированной среде, доставляя видеоматериалы как на мобильное, так и на проводное устройство. Развитие этого направления, по словам Ж.-П. Лартикье, в будущем поможет операторам удовлетворять тот спрос, который даже не сформулирован пока конечным пользователем.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!