Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 1 2009 |
Евгения ВОЛЫНКИНА | 29 января 2009 |
Волоконная овчинка FTTx...
Стоит ли она выделки? До какой точки «х» надо тянуть оптоволокно, чтобы проект окупился в приемлемые сроки? Эти вопросы волнуют сейчас многих операторов, обдумывающих дальнейшее житье. И именно они чаще всего звучали на конференции по технологиям доступа FTTx Forum.
Магистрали, разветвляясь, рано или поздно доходят до узлов связи, жилых домов и квартир. От того, где закончится оптоволокно и начнется металлический кабель (и будет ли он присутствовать вообще), зависит не только значение переменной в формуле FTTx, но и стоимость проекта построения сети и сроки его окупаемости. И очень многое зависит от того, каким спросом будут пользоваться услуги, предоставляемые оператором на этой сети.Сомнений в рентабельности не вызывает, наверное, только технология FTTN (Fiber To The Node), которая в российских условиях интерпретируется как прокладка оптоволокна до узла связи, обслуживающего несколько тысяч абонентов. В последние годы интернет-провайдеры стали активно тянуть волокно к домам абонентов, а внутридомовую разводку делать медным кабелем (FTTB – Fiber To The Building). Правда, их пока интересуют главным образом многоквартирные дома высотой не менее 5 этажей.
В Москве технология FTTx/Ethernet уже доминирует, ей принадлежит 61% рынка, а доля операторов DSL-доступа составляет 25%. В регионах картина иная (DSL – 52%, FTTx/Ethernet – 40%), но, как показывает опыт, регионы повторяют столичный путь с отставанием в 2–3 года, так что и там FTTx скоро станет основной технологией организации доступа. Правда, противопоставлять DSL и FTTx уже не совсем корректно, поскольку в последние годы традиционные операторы DSL-доступа, активно вели реконструкцию своих сетей и дотянули волоконные кабели до АТС, а кое-где и дальше. Делают они это по понятным причинам. Теоретический предел скорости передачи данных по технологии ADSL при идеальном состоянии линии составляет 8 Мбит/с, если расстояние от узла до абонента не более 3 км, а на расстоянии 5,8 км полоса пропускания не превышает 128 кбит/с. Для технологии ADSL2+ теоретический предел скорости – 24 Мбит/с. Так что, только приближая DSLAM к абоненту, можно составить конкуренцию FTTx/Ethernet-операторам, которые уже массово предлагают клиентам скорости 10 и 100 Мбит/с. Именно по такой схеме МГТС реконструирует сейчас свою сеть в Москве, устанавливая новые телекоммуникационные шкафы (из имеющихся 11,5 тыс. шкафов к концу 2008 г. должны были заменить 3 тыс.). Это можно назвать технологией FTTC (Fiber To The Curb, оптика до шкафа, обслуживающего группу домов по медной распределительной сети).
На Тайване и в ряде развитых стран Западной Европы в последнее время внедряется технология VDSL2, позволяющая в реальных сетях обеспечивать скорость до 100 Мбит/с на расстоянии 2,5–2,8 км до абонента. Это уже более чем достойный ответ Ethernet, который требует только замены плат в DSLAM. Однако наши операторы склонны, по-видимому, решить проблему полосы пропускания раз и навсегда, протянув оптику непосредственно в дом (квартиру) абонента, т.е. продвигают технологии хPON FTTH. Компания АСВТ построила хPON FTTH-сети в двух коттеджных поселках и строит в третьем, но понятно, что рассчитано это на очень «немассового» пользователя. Пилотные проекты GPON FTTH есть у «Дальсвязи», «Сибирьтелекома», ЮТК, «Уралсвязьинформа», небольшой коммерческий проект запущен в Смоленске «СмолТелекомом». Самый же крупный проект такого рода в России у «Северо-Западного Телекома» – он предусматривает установку около 300 тыс. портов в Санкт-Петербурге.
Но неизбежно встает вопрос, окупится ли это волокно до абонента в обозримом будущем, особенно в свете нынешнего кризиса. За какие услуги, использующие эту широкую полосу, согласится заплатить пользователь? Все сейчас бросились внедрять IPTV, но даже в Европе, где зарплаты не чета российским, эта услуга пока не оправдывает инвестиций. Сейчас операторы внедряют IPTV исключительно для того, чтобы переманить абонентов у других операторов и не допустить ухода своих клиентов к тем, у кого есть IPTV. С услугами triple play ситуация в общем-то аналогичная. Аналитики полагают, что прибыльными эти сервисы станут года через три, поэтому их надо внедрять сейчас, чтобы потом была возможность обеспечить быстрое и массовое внедрение новых услуг. Вот только протянуть эти три года (а может, и больше) удастся, скорее всего, не всем.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!