Рубрикатор |
Статьи |
21 января 2009 |
Кризис – самое время пробиваться через асфальт бизнеса
Так считает Илья Сергеевич Куликов, зам. гендиректора по инвестиционной политике УК «АТЛАНТА».
Выйти на рынок на волне кризиса
– В чем особенность венчурного бизнеса в период кризиса?
– Венчурное инвестирование отличается от любого другого тем, что нацелено на вложения в долгосрочные проекты. И если на рынке имеются проблемы с краткосрочной ликвидностью, на долгосрочном венчурном инвестировании это мало скажется. Потому что венчурный инвестор, по сути, прямая противоположность рыночному спекулянту. Если для рыночных спекулянтов и портфельных инвесторов низкая ликвидность финансовых рынков представляет собой определенную проблему, то венчурный инвестор рассматривает такие периоды как возможность активного входа в бизнес.
– Во что сегодня выгодно инвестировать?
– Это Интернет, определенные направления в ИТ, био- и нанотехнологии – то, что поддерживается государством.
– И Интернет на первом месте?
– Это самый интересный для венчурных инвесторов сектор: отдача от ИТ, и в первую очередь от интернет-проектов, ожидается гораздо быстрее, чем от нано- и биотехнологий. Соответственно, и инвестору проще дождаться результатов своих вложений.
ИТ и Интернетом по-прежнему интересуются как внутренние, так и западные инвесторы. Буквально сейчас международный лидер в сфере интернет-измерений Nielsen Online вышел на российский рынок, закрывались несколько сделок: из наиболее известных –«Тройка Диалог» приобрела ряд ИТ-проектов. Таким образом, интерес к рынку не потерян даже в этих рыночных условиях.
Немаловажно и то, что, по нашим оценкам, с рынка будут уходить непрофильные инвесторы. Они будут продавать свои ИТ и интернет-проекты, чтобы пополнить ликвидность. Такие активы можно будет консолидировать по хорошей цене.
Мы предполагаем, что на этом фоне, если не сейчас, так через три-четыре месяца или через полгода, проекты на начальных стадиях тоже начнут дешеветь. Этот момент мы намерены использовать для того, чтобы войти на рынок.
– Как можно оценить работу государства по развитию венчурного инвестирования в России?
– Государство поддерживает развитие ИТ-отрасли. Это немаловажно для развития интернет-проектов.
– Каким образом, по-вашему, государство поддерживает интернет-проекты?
– Через федеральные целевые программы, исполнителями которых являются Роснаука, Рособразования, Минкомсвязи.
– С кем вы в основном работаете? От кого идут заявки: от частных лиц, научных организаций?..
– От научных организаций, к сожалению, к нам заявки еще не поступали. В основном, это команды разработчиков со своими проектами.
– Как вы можете оценить культуру оформления заявок на инвестирование? Всегда ли претенденты знают, например, сколько им надо денег на проект?
– К сожалению, разработчикам проектов зачастую не хватает элементарной финансовой грамотности. Даже составление бизнес-плана вызывает у них определенные трудности. Чтобы избежать этого, мы ввели многоуровневую структуру принятия решения о финансировании проекта. На начальной стадии мы подключаем рейтинговые агентства, которые будут сразу же отсеивать большую часть проектов, не соответствующих определенным требованиям, и создавать определенный пул инвестиционно привлекательных проектов для дальнейшего рассмотрения.
– А у вас нет опасения, что на выходе из этой воронки не окажется ничего?
– В этом случае мы будем привлекать нескольких оценщиков. У нас, не сомневаюсь, будет из чего выбирать.
Здесь и сейчас
«АТЛАНТА» специализируется на стартапах (проектах начальных стадий развития). Специфика этой деятельности в том, что, когда проект находится на начальном этапе развития, требуются не такие большие вложения, но они очень нужны проектам именно в данный момент.
Обычно крупные компании инвестируют в сложившиеся бизнесы – со своей историей, достигнутыми показателями, а фондов, осуществляющих инвестирование на начальном этапе роста, у нас пока недостаточно. Эта тема затрагивалась правительством, и президент говорил о том, что нужно поддерживать тех, кто только начинает развиваться.
Наша задача – дать инициаторам проектов начальный капитал, толчок к развитию, помочь им пробиться через асфальт бизнеса. Здесь часто не хватает, помимо финансирования, еще и грамотного менеджмента.
– То есть вы не просто финансируете, но оказываете еще и консалтинговые услуги?
– Мы намерены заниматься и этой проблематикой, чтобы не просто дать денег, но и помочь реализовать этот потенциал – тем самым мы ограничиваем риски вкладчиков.
– Вы начали прием заявок с 25 ноября 2008 г. Уже можно говорить о каких-то результатах?
– У нас есть определенный пул проектов, который мы пока не хотим разглашать. В первую очередь это интернет-проекты – в 2009 г. их будет пять-семь. По нашим прогнозам, ближайшие 3-5 лет для Рунета достаточно оптимистичны. Наш венчурный фонд для инвестиций в сегмент Интернет и New Media рассчитан на 8 лет. Он только начинает формироваться, и если через пять лет конъюнктура изменится, мы будем рассматривать какие-то другие инвестиционные направления, чтобы пайщики получили хорошую доходность. В сумме планируется проинвестировать до 50 проектов, в основном связанных с интернетом: это игровые порталы, интернет-издательства, социальные сети. Что касается заявок на покупки паев – предварительные договоренности с рядом инвесторов достигнуты, есть заявки и от физических лиц.
– Чем объясняется такой интерес фонда к сфере Интернета?
– Интернет и New Media – перспективная отрасль для инвестирования даже в условиях нестабильной рыночной ситуации. Понятны механизмы, которые позволяют проектам через определенное время начать приносить прибыль инвесторам. В интернет-проектах это, в первую очередь, интернет-реклама, интернет-коммерция и предоставление различного рода услуг.
Мы исходим из того, что поток рекламы, который раньше был ориентирован на наружную рекламу, ТВ, радио, частично перейдет в Интернет: сейчас этот ресурс существенно дешевле. К тому же интернет-реклама, в отличие от рекламы в традиционных СМИ, позволяет подобрать для заказчика целевую аудиторию. То есть речь идет о таргетированной рекламе. Интернет-коммерция также менее затратна, нежели традиционная розничная торговля – это позволяет снизить конечные цены для потребителей, что в условиях кризиса может стать одним из решающих факторов в пользу именно интернет-коммерции.
Любые наши исследования привязаны к текущей рыночной ситуации. И мы видим, что сектор Интернета по-прежнему остается наиболее перспективным направлением. Сделанные в последнее время оценки развития, в частности, интернет-рекламы, претерпели малозначительные изменения: прогноз на 50–70%-ный рост в ближайшие два года остается в силе. Причины следующие: данный сектор бизнеса пока еще находится на начальном этапе развития – это во-первых, и, во-вторых, он ориентирован на конечного потребителя.
– Какие сферы интернет-бизнеса наиболее привлекательны сегодня?
– Что касается верхнего уровня интернет-аудитории (крупных социальных сетей, глобальных поисковиков), то здесь рынок практически поделен, исключение составляют, пожалуй, профессиональные или тематические сети.
Скорее всего, мы будем ориентироваться на определенные ниши с конкретными целевыми аудиториями, такие, например, как детские социальные сети. Это направление хорошо развивается на Западе, но у нас подобные проекты можно сосчитать по пальцам. Один был инициирован РБК, второй ВГРТК и еще один – Правительством Москвы. И это все! В то же время детская аудитория в Рунете оценивается в 5–7 млн пользователей.
Кроме того, в ближайшее время будет хорошо развиваться все, что связано с творческим процессом: продюсирование, дизайн, видеоконтент, в частности видеохостинг. Эти направления мы рассматриваем в первую очередь.
Справка «ИКС»
Управляющая компания «АТЛАНТА» создана в 2007 г. Ее стратегическая цель – инвестирование на рынках с высоким потенциалом роста, но с низкой ликвидностью капитала, которая не позволяет частным инвесторам инвестировать напрямую. В УК «АТЛАНТА» на данный момент действуют два фонда: фонд недвижимости «АТЛАНТА», созданный и успешно работающий на рынке коммерческой недвижимости, и закрытый паевой фонд венчурных инвестиций в ИТ-проекты «Атланта Старт», который сейчас находится в стадии активного формирования. В этот фонд компания привлекает средства профессиональных и непрофессиональных инвесторов. Начальный размер фонда – 35 млн руб.