Рубрикатор |
Статьи |
26 ноября 2008 |
Отличительные черты успеха
Бизнес-моделей, распространенных сегодня в РУНЕТе, не так уж и много. А между тем далеко не всем игрокам, их использующим, удается добиться успеха. Секрет – в том, насколько творчески та или иная бизнес-модель была переосмыслена и развита. Примеры – в полной версии Дискуссионного клуба «ИКС», опубликованного в №11/2008 журнала «ИнформКурьер-связь». Часть II.
Чем бизнес-модель вашего проекта отличается от стандартной для вашего сегмента Интернет-рынка? |
А. Бронецкий, генеральный директор единой службы знакомств «Мамба»: Сейчас у компании существует два сервиса с двумя отличными бизнес-моделями. Первый - это Единая служба знакомств и общения «Мамба» приносит нам около 80% наших доходов. Она работает по условно-бесплатной модели: все пользователи могут годами общаться и знакомиться, не потратив ни копейки. Однако в системе существует некоторый набор платных услуг, доставляющий людям позитивные эмоции. Именно за счет этих сервисов мы монетизируем аудиторию.
Второй крупный проект нашей компании «Mon Amour» работает по предоплатной системе. Для того чтобы получить доступ к базе контактов портала, пользователь должен внести абонентскую плату за неделю/месяц/полугодие. Этот сервис не предполагает введение партнерской программы и размещения рекламы. У нас есть все основания полагать, что прибыль от пользовательских платежей вполне удовлетворит наши потребности. Так, через некоторое время мы рассчитываем набрать 100 000 человек, что позволит нам зарабатывать $1 млн. в месяц.
И. Кузнецова, директор интернет-магазина Allsoft.ru: Наш интернет-магазин лицензионного программного обеспечения работает по модели регистратора ПО. Мы предоставляем разработчику ПО весь набор сервисов по самостоятельному управлению продажами своих продуктов. Своим клиентам, как частным пользователям, так и СМБ-компаниям Allsoft.ru предлагает практически весь популярный софт – от офисных программ до игр в электронном виде. Цифровая дистрибуция составляет до 90% всех продаж интернет-магазина. В самом идеальном виде схема продажи такова: клиент выбирает продукт, оплачивает заказ в онлайне и через несколько минут получает лицензию на свой электронный адрес. Для реализации подобной схемы мы втоматизировали все свои бизнес-процессы.
Т. Цветкова, директор по маркетингу и PR интернет-магазина SoftKey: Интернет-супермаркет Softkey представляет собой торговую интернет-платформу по продаже программного обеспечения и иного цифрового контента. Благодаря том, что 7 лет назад основателями Softkey была успешно реализована модная ныне технология web2.0, автор программного обеспечения, представленного в каталоге нашего сайта, может самостоятельно размещать в нашем интернет-супермаркете свои продукты, вести мониторинг заказов и оплаты, отслеживать всю информацию о продажах.
Н. Чанышева, менеджер PR спецпроектов: В первую очередь компания WebMoney Transfer ориентирована на сферу b2b и вообще на онлайн-бизнес: услуги хостинга, интернет-магазины, или тех же ISP.
Своеобразным ноу-хау нашей системы является самостоятельное формирование еще не востребованных ниш для применения электронных платежей, а то и прямое создание таких ниш. В истории компании WebMoney Transfer уже было несколько случаев, когда мы опережали развитие рынка на несколько лет, и начатые нами проекты время подхватывались другими игроками и распространялись повсеместно.
Нас только радует, когда заимствуются наши идеи, поскольку при этом, как правило, продолжают использоваться WebMoney.
А. Чачава, генеральный директор интернет-магазина Mr.Soft: Бизнес-модель, по которой работает Интернет-магазин MrSoft, характерна для большинства он-лайн магазинов и предполагает продажу конечным пользователям по интернет-каналам программного обеспечения и игровых приложений, получаемых через дистрибуторские сети от вендоров. Отличия в нюансах, заключенных в более детальном подходе к потребностям наших клиентов.
Д. Шмаков, вице-президент компании Chronopay: Компания Chronopay обрабатывает Интернет-платежи по банковским картам для различных типов Интернет-торговцев, начиная с обеспечения приема платежей за связь на сайтах телекоммуникационных компаний, таких как МТС, Стрим и заканчивая платежами за электронные авиабилеты. Банковскими картами в РУНЕТе платят сегодня в России за те товары и услуги, которые не предполагают физической доставки. Гордость нашей компании - единственная в своем роде система безопасности платежей. Безопасность ChronoPay каждый год проверяют аудиторы международных платежных систем Visa и MasterCard - мы имеем сертификат безопасности PCI (Payment Card Industry standards compliance).
М. Ятковский, директор по связям с общественностью OZON.ru: Мы обычное торговое мероприятие, которое отличается от привычной розницы только тем, что у нас нет помещения с прилавками и продавцами, куда можно прийти и купить товар. Наш магазин продает товары в Сети, и по ту сторону экрана находится 700 человек, которые работают в Ozone и обслуживают клиентов.
Есть у нас другая модель – merchant. В этой роли может выступать и Интернет-магазин, и производитель товара. Он выставляет свой товар на Ozone.ru, мы его описываем, выставляем на нашей витрине. Если вы оплачиваете его покупку с карты или через электронные платежные системы, деньги поступают в OZON.ru, а если предпочитаете заплатить курьеру, то это будет курьер организации-собственника товара.
При этом все действия по упаковке, созвону с клиентом, по доставке заказа, исполняет партнер. Мы, естественно, предъявляем достаточно высокие требования к организации, с которой мы сотрудничаем по этой модели: внимательно отслеживаем информацию, поступающую от клиентов, о том, как они обслуживались, получили ли они свои товары вовремя и т.д.
Какова стратегические цели вашего Интернет-проекта на ближайшие 2-3 года? |
А. Бронецкий: Стратегия компании «Мамба» предполагает дальнейшее развитие нишевых сервисов и сопутствующих продуктов. Нам не интересно замыкаться на поддержке одного, пусть и очень успешного, продукта. Мы намерены развиватся одновременно в нескольких направлениях. Являясь «двигателем» сектора дейтинга, «Мамба» открывает новые направления, все глубже «концентрируется» на нашей отрасли.
И. Кузнецова: Для нас стратегическими направлениями являются автоматизация бизнес-процессов, развитие партнерских интернет-проектов с крупнейшими площадками Рунета, расширение видов продуктов и набора сервисов для наших клиентов и партнеров.
Т. Цветкова: Одно из важнейших стратегических направлений деятельности Softkey - активное развитие в регионах. К сожалению, по уровню развития регионы, даже самые активные, отстают в среднем на 2-3 года от столицы. Недавно общественный опрос показал, что около 60% российских интернет-пользователей совершали хотя бы однажды покупку в интернет-магазине. Но следует учесть, что количество самих интернет-пользователей в России крайне незначительно.
А. Чачава: Мы планируем существенно увеличить свою долю рынка, предпосылки для этого существуют. Глядя на западные проекты в области он-лайн коммерции, замечаешь, что доля Интернет-торговли в сфере программного обеспечения и игр там существенно выше по сравнению с традиционной офф-лайн реализацией. Поэтому мы рассчитываем, что с ростом «интернетизации» в нашей стране будет расти степень доверия как к Интернет-торговле, так и к платежным сервисам, и будем прилагать усилия, чтобы все наши услуги соответствовали ожиданиям клиентов.
Д. Шмаков: Мы строим универсальную платформу, объединяющую в себе все существующие формы Интернет-платежей, начиная с банковских карт и электронных денег, в том числе самых экзотических, заканчивая мобильными платежами и терминальными сетями. Так же мы планируем расширять ряды наших глобальных партнеров. В настоящее время мы ведем переговоры с крупнейшей американской системой приема платежей PayPal.
М. Ятковский: Развитие нашего IT-направления остается для нас приоритетным: мы продолжим движение в сторону «умного Интернет-магазина», способного отслеживать поведение зарегистрированных пользователей, анализировать его, сохранять его историю и в соответствии с ним, делать покупателю предложения, давать подсказки и рекомендации, подсказки и т.д. Учитывая, что сегодня у нас 2,5 млн. регистраций, можно представить, каким должно быть информационное обеспечение сайта для ведения такого диалога с каждым покупателем. Это первое.
Второе направление – это развитие региональных продаж, потому что, скажем, скамейка покупателей в крупных городах уже через 2-3 года будет близка к исчерпанию. А в регионах - огромная покупательская масса людей, имеющих средства, имеющих заинтересованность в быстром получении редкого товара. И техника, и книги плохо доходят в регионы. Все тиражи исчерпываются Москвой, и они сокращаются, кстати говоря. Часто Интернет-ресурс – единственная возможность для жителя глубинки приобрести нужный ему товар. Поэтому мы здесь работаем над сокращением срока доставки и повышения удобства получения заказа.
Какие бизнес-модели, действующие в РУНЕТе сегодня сохранят жизнеспособность в ближайшую пятилетку? Каких новые бизнес-модели появятся? |
А. Чачава: Я думаю, что радикальных изменений не последует, бизнес-модели, претерпев некоторые изменения, сохранят свое присутствие. Радикальные изменения будут связаны с вопросами регулирования авторских прав, особенно в сфере музыкального контента.
М. Ятковский: Думаю, Интернет-магазины, работающие с конечными пользователями, выработают модели взаимодействия с клиентами-организациями. Сегодня и физическое лицо, и юридическое обслуживается в Интернет-магазине OZON.ru совершенно одинаково, что, наверное, неправильно с точки зрения объемов покупки. Должен существовать механизм, позволяющий сопровождать заказы юрлиц и с точки зрения ценообразования: ведь это фактически оптовая партия и ее цена должна отличаться от розничной, и дальше, по всей цепочке – упаковка, доставка, обслуживание, получение документов, закрывающих эту сделку. Мы этот серьезный блок работы планируем выполнить в течение будущего года.
И. Кузнецова: В Интернете очень сложно предсказывать будущее. Также сложно говорить о развитии всех текущих бизнес-моделей, ведь их несчетное множество! На мой взгляд, модели интернет-бизнеса в дальнейшем будут все в бОльшей степени учитывать потребности пользователя. Те, кто смогут быстрее почувствовать и учесть эти потребности, и окажутся на плаву.