Rambler's Top100
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  06 октября 2008

Операторы кабельного ТВ и ТВ-каналы продолжают выяснять отношения (статья)

Круглый стол "Отношения между операторами и ТВ каналами", состоявшийся в рамках форума "Инвестиции в цифру. Контент" собрал "генералов" двух лагерей. Как показала дискуссия, до окончания "выяснения отношений" еще далеко…

Андрей СемериковСуществует три источника инвестиций в телевидение: реклама, абонентская плата, государственные вложения. Исторически в СССР телевидение финансировалось из бюджета, но с переходом на рыночную экономику самым мощным источником стали деньги рекламодателей – к настоящему времени объем рекламного рынка эфирных каналов достиг 5 млрд. долл. США. Между тем, как отметил Андрей Семериков, генеральный директор "ЭР-Телеком Холдинг", сегодня уже сформирован и очень бурно растет сравнительно новый рынок – абонентской платы. Десять лет назад его в России практически не было; три года назад его объем был на порядок меньше объема рекламного рынка. Сегодня этот рынок КТВ достиг миллиарда долларов. "Деньги приличные, – комментирует А. Семериков. – И, по большому счету, суть конфликтов во взаимоотношениях кабельных операторов и телеканалов – деление денег. И если этот процесс пустить на самотек, что и происходило некоторое время назад, то конфликты неизбежны". Противоречие в том, что сейчас в нашей стране регулирующие органы установили только одну схему распространения программ в кабельных сетях: вещатель оплачивает оператору услуги связи. И право на распространение платных программ в кабельных сетях стоит намного больше, чем для эфирного ТВ. Однако абонент платит оператору именно за интересующий его контент – и представители наиболее популярных каналов  Конгломерат контент-поставщиков: О.Кислов, Е. Переверзева, Ф. Стрижков, С. Магадовауверены, что это им должен платить оператор за то, что они привлекают абонентов платного ТВ.

Позицию платных каналов озвучил Федор Стрижков, генеральный директор каналов Bridge TV, Russian Travel Guide: "До сих пор рынок КТВ не обрел единую модель, и связи между кабельными операторами и телеканалами организуются не по единой схеме, есть множество вариантов работы. Начиная с того, что оператор КТВ платит одному телеканалу деньги, а другой телеканал платит деньги ему. Кто кому должен платить в социальных сетях, в цифровых сетях, в дополнительных пакетах – отсутствие правил мешает развитию рынка. В моем понимании, кабельный оператор при определении контента каналов, которые он должен предоставлять абоненту, должен аргументировать свои решения и исходить из популярности телеканала и его смотрибельности для зрителя. Абонент играет здесь ключевую роль. Но сегодня есть проблема: кабельному оператору при недостаточном финансировании приходится какую-то часть каналов брать на платной основе. Это ведет к тому, что конкуренция на рынке контента становится нездоровой, некоторым кабельным каналам приходится искать дополнительные не совсем правильные и прямые методы финансирования, такие как размещение платного контента (скрытой рекламы), который неинтересен телезрителю – а это не помогает ни телеканалу, ни оператору, поскольку зритель недоволен. Нужно более четко определить отношения между каналами и кабельными операторами".
   

Эту точку зрения развила Салихат Магадова, директор по России NBC Universal: "Абонент приносит нам основной доход, и это, наверное, та инстанция, которая должна определять, какой канал смотреть. Но реально происходит иначе. В связи с интеграцией рынка, образованием холдингов кабельных операторов мы столкнулись с ситуацией, когда операторы не всегда прислушиваются к абонентам, выбирая тот или иной канал в свои сети и зачастую руководствуются финансовыми соображениями. И даже негативная реакция абонентов на отключение канала из сети не приводит к тому, что этот канал появится. К сожалению, мы столкнулись с этой проблемой на территории России. Оператор растит свой бизнес, но и канал должен растить свой бизнес за счет качественного контента, а растить свой бизнес телеканал может только получая доходы от абонента посредством оператора".

Юрий ПрипачкинА Олег Кислов, директор дирекции регионального развития телеканала "Культура", считает, что 90% от суммарных 6 млрд. долл. должно достаться 17 общефедеральным эфирным каналам, которые, по данным TNS Gallup Media, контролируют почти 90% времени телезрителей в России. С этим не согласны кабельщики, у которых совсем иная статистика. Например, в сети "АКАДО-Столица", число абонентов которой уже перевалило за миллион, из 150 каналов цифрового ТВ люди реально смотрят не более 10 каналов, поскольку больше просто физически смотреть невозможно. "Говорить о том, что 17 эфирных каналов забирают 90%, просто неправильно, – считает Юрий Припачкин, президент АКТР и акционер АКАДО. –  Аналитика, которую мы ведем в компании, показывает (а у нас она ведется в режиме реального времени, установлено 500 тыс. декодеров – и мы видим, как реально переключаются эти каналы, в отличие от нескольких сотен пиплметров у TNS Gallup Media) совсем другую статистику. У нас, например, по реальному смотрению выходят вперед каналы типа Discovery, спортивные каналы. Что такое цифровая революция? Просто человеку дается возможность большего выбора, но физическая возможность смотрения не увеличивается от этого. Но в семье, где стоит несколько телевизоров, абоненты могут формировать программы на собственный вкус: дети смотрят одни передачи, домохозяйка другие, отец семейства – третьи. Поэтому под цифровизацией мы понимаем эту логику – каждому члену семьи дается право выбора. Мы считаем, что эта модель в любом случае будет реализована, потому что человек так выбирает. А вот как государство определит социальный пакет, на чем расставит приоритеты? Конечно, там должны быть каналы действительно социальные. Например, канал «Культура». Но пока государство не скажет, мы не можем его распространять бесплатно".


Еще одна проблема возникает в связи с желанием владельцев лицензий на открытое эфирное вещание получить свободный же доступ в кабельные сети. "В этом вопросе есть большая путаница, – прокомментировал Ю. Припачкин. – Каналы получили лицензию на эфирное открытое вещание. Но эфирная лицензия не подразумевает лицензию кабельную. Есть некая иллюзия, что, получая эфирную лицензию, вы получаете право на доступ к абоненту. Вы получаете право вещать в эфире. Более того, вы все приходите в РТРС и заключаете договор на распространение своего канала, на размещение передатчика на башне и размещаете заказ на доставку сигнала до региона. А когда приходите в регион – вы видите, что там доставляют сигнал абоненту кабельные операторы. И считаете, что они должны включить в свою сеть ваш канал. Ничего подобного. Это все равно, что у вас есть права на вождение автомобиля, и вы подходите к владельцу автомобиля, который купил его на свои кровные – и говорите: дай порулить. Если владельцу выгодно – он заключает с вами договор, если нет – то нет. Поэтому вам нужно строить отношения с кабельщиками."

Примечательно, что позицию операторов поддержала Екатерина Переверзева, генеральный директор компании MBG, эксклюзивного представителя Discovery Network Europe в России и СНГ: "Когда нас спрашивают, почему же такое низкое проникновение КТВ в России (30% – все равно мало), то один из ответов: 17 тех самых эфирных общефедеральных каналов. В Англии, например, их четыре, в Америке – четыре, и во всех странах с высоким проникновением КТВ эфирных федеральных каналов мало. У нас – много. Куда больше? И я как телезритель могу сказать – зачем мне платное ТВ, если у меня 17 бесплатных каналов. Что касается дискуссии, я согласна с позицией кабельных операторов – они не обязаны брать эфирные каналы, у нас нет понятия социального пакета. Вот на Украине есть социальный пакет, и это ужасно, это рушит рынок платного ТВ, потому что слишком много навязанного бесплатного контента."

Александр ТепперАлександр Теппер, генеральный директор "Космос-ТВ", уверен, что компромиссы неизбежны: "Представитель эфирных каналов говорит, что ему мешают операторы. Операторы говорят – мы не мешаем, мы построили свою машину, мы на ней ездим и будем ездить. Я хотел бы сказать следующее. Обратите внимание – в этой дискуссии забывается абонент. Любой оператор, построивший свою машину или купивший ее, занимается бизнесом. Если абонент смотрит канал и платит за это деньги – я вас уверяю, оператор будет платить вам, только бы поставить ваш канал в сетку. Здесь должен быть компромисс, и во главу угла должен быть поставлен абонент, а не оператор и не представитель канала. Если абонент хочет смотреть именно этот канал – оператор сделает все, чтобы заключить договор с представителем этого канала при наличии у него лицензии".

К урегулированию отношений призвал в итоге и президент АКТР: "Мы – за гармонизацию отношений. Если у вас плохи дела, то нам тоже будет плохо – у нас не будет широкого разнообразного русскоязычного контента и не будет спроса на КТВ. Все будут ограничиваться семью эфирными каналами. Наше будущее – в производстве и агрегации массового контента. Цифровая революция возможна только в том случае, если будет соответствующий контент. Технология сама по себе не дает результат, она дает право доступа к какому-то интересному контенту. Поэтому в наших интересах, чтобы вы как можно больше производили".

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен