Рубрикатор |
Статьи |
03 октября 2008 |
Глобальный кризис кабельщикам – не помеха (статья)
В условиях глобального финансового кризиса кабельное ТВ не потеряло свою инвестиционную привлекательность. Юрий Припачкин, президент Ассоциации кабельного ТВ России, уверен, что динамика развития рынка КТВ (30–40%) в ближайшие годы не снизится.
Свое программное выступление на форуме "Инвестиции в цифру. Контент" Юрий Припачкин начал словами: "Мы собрались в такое интересное время, когда "инвестиции в цифру" в условиях глобального кризиса требуют серьезного обсуждения вопросов: во что инвестировать, зачем, интересно ли это инвесторам, к чему готовы операторы и что вообще сейчас представляет собой отрасль КТВ в России".
КТВ: итоги десяти лет развития
Президент АКТР отметил, что Ассоциация кабельного телевидения, которая возникла более 10 лет назад, представляет интересы более чем 1700 компаний, причем в последние два года около 220 из них объединились в крупные холдинги, которые начали инвестиционную работу по развитию КТВ уже как крупные игроки. В настоящее время в России построены сети кабельного телевидения для подключения около 36 млн. домохозяйств (всего в стране, по оценке АКТР, около 42 млн. домохозяйств), причем 15 млн. домохозяйств уже имеют договоры на обслуживание операторами кабельных сетей. Соответственно за последние пять лет проникновение кабельного телевидения утроилось и составляет порядка 40% от общей абонентской базы.
Абонентам КТВ в одном пакете предлагаются как все российские федеральные каналы, так и зарубежные платные каналы. Общее количество каналов в сетях обычного оператора составляет 30-60 в аналоговом пакете и в цифровом доходит до 150 (в Москве 160-170 цифровых каналов).
С 2007 г. начался процесс цифровизации КТВ, внедрение услуг HD, VoD и других. Это движение началось с лидера рынка - Москвы - и продолжается в регионах.
Основные тренды рынка: консолидационные процессы, активная региональная экспансия операторов, диверсификация бизнеса операторов (переход от оказания услуг только КТВ к модели duаle play и triple play), существенные инвестиции в модернизацию сетей (по оценкам АКТР, за последние три года они составили около 2 млрд долл.). При этом, как отметил президент АКТР, определяющей тенденцией становится активное развитие нишевых каналов и повышение ARPU на абонента за счет интеграции сервисов и внедрения новых услуг.
Новые услуги, новое качество, новая модель потребления
Следующим этапом развития ТВ станет переход от традиционного к интерактивному вещанию, а также переход от SD к HD. "В Москве началось предоставление услуг HD, что, на мой взгляд, является переломным моментом в развитии цифровизации, - подчеркнул Ю. Припачкин. - Новое качество телевидения теперь доступно все большему числу владельцев ЖК-панелей; при этом количество телевизоров с цифровым кодом стремительно увеличивается, и этот процесс абсолютно повторяет процесс замены наших старых шестипрограммных телевизоров новыми моделями. Когда мы начинали КТВ, многие говорили: какие могут быть инвестиции в кабельное телевидение, если у населения шестипрограммные телевизоры и надо потратить огромные деньги на специальные приставки, которые позволят принимать больше каналов? Но в течение трех лет старые телевизоры были вымыты с рынка – сначала дешевыми моделями типа Samsung, потом начался процесс замены телевизионного парка на более качественные модели, и он продолжается по сей день. И идея раздачи населению цифровых приставок скоро станет неактуальной. Никто нигде в мире не заставляет людей переходить на новые модели утюгов, стиральных машин, телевизоров – появляются другие запросы к качеству, и люди сами их покупают. Конечно, государство должно в этом участвовать – и наиболее интересная модель, на мой взгляд, связана с тем, чтобы, если мы обеспечиваем переход на единое потребление качества, надо выдавать людям ваучеры на определенные суммы, из которых они могут сами принять решение, какой декодер купить или с небольшой доплатой купить телевизор с цифровым кодом. Хочу подчеркнуть, что мир развивается так стремительно и запросы людей изменяются так стремительно, что такого рода организационные усилия должны просто соответствовать динамике рынка".
Инвестиции в КТВ: проблем нет, есть задачи
Главной задачей, которая сегодня актуальна для цифрового и кабельного ТВ, Ю. Припачкин назвал необходимость государственного регулирования правил игры на этом рынке (в том числе в вопросах авторских и смежных прав). "Законодательная база не успевает за той промышленной революцией, которая происходит в КТВ, - подчеркнул Ю. Припачкин. - Под кабельным телевидением я понимаю широкий спектр услуг, поскольку интеграция ресурсов, интеграция средств доступа приводит к изменению модели функционирования всех участников рынка. На мой взгляд и на взгляд АКТР, прежде чем говорить о том, какие технологические процессы должны быть описаны, какие должны быть приняты организационные решения, нужно выработать единую модель функционирования этого рынка на законодательном уровне. То есть необходима консолидация интересов всех участников рынка и, я бы сказал, гармонизация этих интересов в единой модели, начиная от абонентов, которые являются определяющим фактором этого рынка, и дальше по цепочке – операторов связи, телерадиовещательных компаний, агрегаторов контента, рекламодателей, правообладателей. И государство как участник этого рынка, определяющий правила игры, должно их описать, юридически закрепить, соответственно внести изменения в законодательство, объявить окончательные правила игры – и тогда инвестиции бурным широким потоком пойдут в эту отрасль, потому что даже в условиях кризиса она является и будет являться "кэшгенерирующей" отраслью, куда охотно приходят деньги (что сейчас и происходит - в условиях жесточайшего финансового кризиса ряд компаний объявили о получении инвестиций). Более того, для инвесторов, которые ищут сейчас наиболее защищенные отрасли, на мой взгляд, эта отрасль является наиболее интересной с учетом того, что рынок растет на 30-40% в год и этот процесс, очевидно, не будет замедляться. У нас сейчас уникальный момент для того, чтобы задать правила игры, чтобы все участники рынка могли согласовать свои интересы. При этом и государство проявляет чрезвычайную лояльность: объединяйтесь, решайте совместно, определяйте стандарты. Ведутся плодотворные дискуссии, совместная работа, все поняли, что это единый бизнес. Диктата нет, других способов воздействия нет - кроме как договариваться".
Записала Лилия Павлова