Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 4 2008 |
07 апреля 2008 |
Долгая дорога к SOA
Каждый участник нашего клуба опирается в своих выводах на собственный опыт – вполне первопроходческий. Отсюда и столкновение мнений, и неоднозначность оценок, и разница позиций. Общие знаменатели, свидетельствующие о зарождении в России SOA-сообщества, выводили участники заседания дискуссионного клуба «ИКС»
Чему не учат в школе. Даже в высшей…«ИКС»: Какие SOA-проекты ваша компания реализовала/реализует в России и СНГ? Чему учит опыт?
Р. ДЕМИДОВ: В последний год BCC осуществляла реализацию SOA-проектов для трех крупных заказчиков. Наш опыт показывает, что прежде всего необходимы четкое определение целей и задач проектов на этапе инициации и непосредственный контакт с заказчиком проекта. Применяемые инструменты должны быть адекватны целям и задачам бизнеса заказчика и решать проблемы в соответствии с их приоритетами. Привлечение ресурсов заказчика и их удержание на SOA-проекте – исключительно важная и сложная задача.
П. БОЛОТИН: Мы создали платформу для интеграции корпоративных приложений в крупной телекоммуникационной компании; строим систему слежения за подвижными объектами для одного ведомства; выступаем консультантами по архитектуре и безопасности в нескольких SOA-проектах. Заказчикам приходится менять подход к реализации проектов. Вариант «мы заплатили деньги, а консультанты нам все сделали» уже не проходит. Проектная команда содержит как подрядчиков, так и собственный персонал, на плечи которого ложится львиная доля работ по описанию процессов компании и интеграции. Кроме того, необходимо создать надпроектную структуру, координирующую группу проектов и общую архитектуру системы.
В. БОРОДИН: Наша компания выполняет несколько проектов совместно с одним из ведущих операторов связи РФ. Опыт показывает, что внедрение SOA без активного участия заказчика – бессмысленное действо. Если заказчик является соучастником проекта, именно его предметной стороны (а не только как финансист), то результаты получаются ожидаемыми. В противном случае затраченные финансовые и интеллектуальные ресурсы не приносят полного удовлетворения ни одной из сторон.
А. ДАВЫДОВ: Мне кажется, что развитие ИТ-технологий подошло к новому этапу, когда разовые заказные системы становятся конкурентоспособными с ERP и по стоимости разработки, и по срокам. Вместо стандартной ERP-системы можно написать ряд небольших связанных подсистем. Например, по ходу дела для собственного управления мы написали HR-систему, финансово-учетную, договорную системы и систему проектного управления, а также 4 системы производственного управления работами и требованиями. Системы связали между собой по сервисам через свой сервисный инструмент публикации данных. Это заняло у нас примерно 5 человеко-лет и покрывает потребности учетного и процессного управления компании в 200 человек. В общую систему по сервисам также включены наши продукты CRM (продажи), Service-Desk (техподдержка), NauDoc (общие процессы), NauPhone Call Center (прием звонков и телефония). Таким образом, у нас в связке по сервисам работают более 12 отдельных систем. Никакая ERP не покрыла бы нам эти функции. А цена оказалась вполне умеренной, и функциональность точно такой, как нам нужно.
Так же мы поступаем и в крупных заказных проектах. Главный для нас эффект – резкое снижение сложности и рисков таких проектов. Все продукты компании имеют SOA-интерфейсы, а документооборот основан на BPEL. Причем все продукты интегрируются со сторонними системами по сервисам. Для успешного применения SOA главное – правильное разделение систем на подсистемы, выделение сильно связанных подсистем со слабыми внешними связями. Поэтому подход к SOA нужен не технический, а предметно-архитектурный.
В. БЫТКА: У Teradata нет опыта внедрения проектов SOA в России. Teradata – поставщик хранилищ данных, поэтому внедрением прогрессивных технологий, например SOA, на базе наших продуктов занимаются российские системные интеграторы. Сопряжение SOA с хранилищами данных по-прежнему не пользуется большой популярностью, поскольку большинство разработчиков отдают предпочтение транзакционным приложениям в противовес аналитическим. Тем не менее работы в этом на-правлении ведутся во многих странах (Австралия, Великобритания, Израиль и др.). Наша работа с SOA охватывает три области. Одни наши клиенты начинают работу в этом направлении с обновления информации в хранилище данных в реальном времени с помощью служб, частично или полностью по-строенных на SOA. Другие – пользуются технологиями порталов в качестве графического интерфейса для работы со службами на основе SOA. Популярность этого подхода объясняется сравнительно небольшим риском и ускоренным выводом продуктов на рынок. Наконец, третьи – заинтересовались возможностью внедрения SOA для управления каналами взаимодействия с клиентами в рамках CRM. SOA очень хорошо подходит для доставки коммерческих предложений потребителям по нескольким каналам взаимодействия.
В. МОРОЗОВ: Наша компания разработала и внедрила ИС для «Ростелекома», принимала участие в проектах для МТТ, ТТК и др. Самое сильное звено в SOA-проектах – отсутствие подобных значимых альтернативных решений в архитектуре развития ПО; самое слабое – неготовность российского заказчика к практическому внедрению SOA, включая отсутствие актуального документированного формализованного описания бизнес-процессов предприятия и данных вообще (например, есть проблемы при создании и ведении корпоративной НСИ). Что касается стыков интересов и требований, вопросов взаимодействия служб и персоналий, то отсутствие формализованного описания должностных инструкций и положений о службах – явление нередкое. В результате возникает необходимость проведения трудоемких и длительных работ по бизнес-анализу предприятия, к чему заказчик не всегда готов.
И. ПИЧУГИН: В области SOA мы реализуем два типа проектов. Одни направлены на решение бизнес-задач в рамках SOA: с помощью продуктов ARIS обеспечиваем стандартизацию процессов компании и создание целостной и непротиворечивой библиотеки сервисов. Эти проекты служат основой для эффективного внедрения технологической составляющей SOA. Проекты второго типа – это автоматизация процессов с использованием сервисов, «оркестровка» (или гармонизация) которых осуществляется либо на BPM-платформе Ultimus, либо на интеграционной платформе SAP NetWeaver (XI). Пример такого проекта – сотрудничество с «Комкором», где мы реализовали управление рядом ключевых процессов на базе Ultimus BMP Suite и веб-сервисов.
Т. АЛЕКСЕЕВА: Проекты автоматизации OXS часто используют целый набор продуктов (SAP, Microsoft Dynamics AX, Documentum), и здесь не обойтись без кросс-сценариев. Такие проекты сложны, но успех SOA важен для клиента: SOA-решение обеспечивает единство систем и сервисов. Купив единожды один сервис-набор определенного поставщика (платформу), он решает с его помощью целый ряд задач. Ведь даже имея несколько связанных по принципу «каждый с каждым» продуктов, подчас невозможно добавить к ним другой продукт, поскольку его необходимо интегрировать практически со всеми имеющимися. А это не только дополнительные затраты, но и потеря времени. В SOA же любой новый продукт просто включается в единую шину (реестр сервисов) и его можно сразу использовать.
Ю. КОЗЛОВ: Спектр решений Keyintegrity широк: функциональное наполнение портала, построение системы корпоративной отчетности, интеграционные проекты, создание WS-интерфейсов для унаследованных приложений, построение сбалансированной системы показателей. Сильные стороны SOA – слабая связанность и повторное использование, проекция бизнеса на ИТ, управляемость бизнес-процессов. Слабые – сложность организации управляемого взаимодействия между слабосвязанными элементами. Впрочем, это скорее не слабость, а результат более строгих требований.
В. ЛОГУНОВ: Проекты «Энвижн Груп» связаны с обеспечением межведомственного информационного обмена между органами госвласти и реализацией электронных административных регламентов. В них SOA-решения работают и оправдывают себя только в том случае, если отталкиваются от реально работающих процессов и ориентированы на четкие критерии оценки результата, такие как сокращение затрат, времени исполнения процедур. Самое сильное в SOA – предоставление гибкого механизма интеграции приложений и возможность эффективного использования унаследованных информационных ресурсов, а также прямая взаимосвязь с бизнес-процессами организации, слабая сторона – довольно высокая стоимость проектов.
Р. ТКАЧЕВ: У «БиАй Телеком» несколько проектов для телекоммуникационной и страховой отраслей по внедрению систем BPM, причем их интегрирование с существующими в компаниях ИТ-системами осуществляется через ESB. То есть внедрение BPM-системы приведет к постепенному переходу на SOA-архитектуру. В проекте для оператора, естественно, используются отраслевые стандарты интеграции приложений OSS/J TM Forum в части взаимодействия c системами биллинга и технического учета.
Ю. НОВОХАТЬКО: Текущий проект «Квазар-Микро» – внедрение Siebel CRM в МТС. В этом проекте архитектура системы строится с учетом концепции SOA. Другой проект – создание ИС в РОСНО-МС для автоматизации деятельности, связанной с обязательным медицинским страхованием. В качестве интеграционной платформы в нем используется решение Open ESB от Sun. Наш опыт показывает, что SOA-проекты отличаются сложностью и наличием специфических особенностей в решениях каждого вендора. Присутствие в команде внедрения специалистов вендора позволяет минимизировать технологические риски. Самым сильным звеном SOA-подхода я считаю приобретаемую с его помощью гибкость при изменении бизнес-процессов. Это позволяет быстрее реагировать на изменения рыночной ситуации и снижает общую стоимость владения ИС компании. Слабость же в том, что пока на нашем рынке катастрофически не хватает квалифицированных кадров в этой области.
Титаны «столбят» рынок
«ИКС»: Как вы оцениваете уровень конкуренции среди вендоров продуктов и решений для построения ИС в идеологии SOA?
Л. МАРГУЛИС: В России идеологами SOA и производителями соответствующего ПО выступают западные вендоры. Наиболее активно конкурируют IBM, Oracle, Microsoft и SAP.
Ю. НОВОХАТЬКО: Сегодня все крупнейшие вендоры в этой области (Sun, IBM, Oracle, TIBCO) предлагают решения примерно одинакового технологического уровня. Конкуренция между ними сейчас переходит в другое поле: крайне важным становится факт наличия успешных внедрений продукта в той или иной отрасли при интеграции с конкретными системами. Кроме того, на выбор влияет скорость реакции вендора на запросы клиентов и партнеров, его готовность оказывать помощь при внедрении продукта и наличие техподдержки в России.
Г. КЛИМАСЬ: В ближайшем будущем мы станем свидетелями усиления конкуренции между вендорами. Сейчас они «столбят» рынок, привлекают внимание наиболее крупных и платежеспособных заказчиков, стремятся выбрать среди российских интеграторов компании, которые готовы пойти на серьезные инвестиции в развитие этого направления.
И. ПИЧУГИН: Конкуренция, конечно же, будет жесткая. Собственно, нынешняя нешуточная конкуренция среди вендоров делового ПО просто будет воспроизводиться на уровне SOA-систем. Уже сейчас идет маркетинговая война, и большинство вендоров традиционных систем ERP-класса поспешили объявить себя SOA-ready. Но поскольку понятие SOA все еще трактуется довольно широко и вольно, общепринятой базы для сравнения решений пока нет. Так что заказчикам от бизнеса можно посоветовать смотреть на эти вещи трезво и исходить в первую очередь из своих бизнес-потребностей.
П. БОЛОТИН: Конкуренция среди производителей есть, но не очень высокая, поскольку внедряется ПО тех производителей, с продуктами которых уже работал заказчик, и задача выбора перед ним практически не стоит. Мне ничего не известно о попытках заменить «насиженную» платформу более совершенным продуктом. Этим и объясняются высокие цены на продукты при практически одинаковом функционале.
Р. ДЕМИДОВ: Если брать наиболее зрелые средства и методики построения SOA, то уровень конкуренции, на наш взгляд, невысок. Наиболее интересным и прогрессирующим пакетом продуктов для создания SOA мы считаем комплекс на базе WebSphere компании IBM (но это не означает, что применение других средств не оправданно).
Т. АЛЕКСЕЕВА: Такой конкуренции нет. Есть разные «фреймворки» и SOA-платформы, но тяжел сам процесс перехода. На данный момент я, пожалуй, не могу назвать ни одного продукта, полностью удовлетворяющего практическим критериям перехода на SOA: в имеющихся продуктах слишком много «виджетов», далеких от требований российского заказчика.
Ю. КОЗЛОВ: Многие вендоры позиционируют свои продукты как SOA, но зачастую это скорее просто «обвязка» модными возможностями традиционных решений.
А. САМОДУРОВ: Уровень конкуренции на российском рынке довольно низок, ярко выражена олигополия, когда весь рынок поделен между несколькими игроками, крупнейший из которых IBM.
Российские компании запасаются экспертизой
«ИКС»: Каково место российских компаний в этом сегменте рынка?
А. ДАВЫДОВ: Хотя вендоры сейчас в самом разгаре гонки продуктов и решений для SOA, мы не сторонники единичного выбора. Наши продукты и решения остаются многоплатформенными и независимыми от конкретных поставщиков. Например, DMS работает и на Oracle BPEL Engine, и на Active BPEL. Конечно, для повышения производительности решения приходится «тьюнить» (выполнять его доработку и настройку. – Ред.), но нам пока удается удерживать продукты многоплатформенными. В этом нам помогает опора на продукты и технологии Open Source.
П. БОЛОТИН: Сегодня отечественные компании выступают в роли консультантов и внедренцев. Я думаю, в скором времени крупные российские разработчики бизнес-систем выпустят SOA-версии своих продуктов.
В. БЫТКА: На российском рынке ИТ наблюдаются противоречивые тенденции, пересекающиеся в сфере внедрения SOA. Высокий уровень образования и низкая стоимость рабочей силы создают идеальные условия для размещения аутсорсинговых проектов по разработке ПО. В России около 1,3 млн дипломированных программистов; это огромный потенциал для аутсорсинга, причем для самих программистов аутсорсинг означает возможность получения достойного дохода. Исторически в России сложилась традиция приобретения решений ERP, CRM и SCM с относительно низким объемом инвестиций в разработку приложений. С учетом сравнительно больших инвестиций в базы данных, порталы, процессы и межплатформенное ПО российские разработчики готовы к работе с SOA.
В. МОРОЗОВ: Российские компании в этом сегменте рынка будут вы-ступать в качестве системных интеграторов: поставлять лицензии интеграционных платформ зарубежных вендоров; обеспечивать на их основе разработку решений по интеграции эксплуатируемых на предприятиях систем в SOA; обеспечивать внедрение и поддержку интеграционных решений SOA; разрабатывать API и сервисы для эксплуатируемых ИС в идеологии SOA.
Г. КЛИМАСЬ: Российские интеграторы в первую очередь должны освоить оптимизацию бизнес-технологий. В их числе: интегрированный комплекс услуг, предназначенный для решения наиболее сложных задач, с которыми сталкиваются предприятия при внедрении SOA; снижение рисков, связанных с качеством и эффективностью услуг; управление услугами и приложениями в производственной среде; выявление и устранение проблем, связанных с SOA, до того, как они нанесут ущерб бизнесу; доступность и качество услуг независимо от платформы интеграции.
Прогноз погоды: ветер перемен – умеренный до сильного
«ИКС»: Что произойдет с SOA в ближайшие два-три года?
В. БЫТКА: С осознанием таких преимуществ SOA, как сокращение затрат на обслуживание и повышение динамичности бизнес-процессов, начнется постепенное замещение старых приложений продуктами нового поколения. Это приведет к росту спроса на программистов SOA, который будет в первую очередь удовлетворен за счет Бразилии, России, Индии и Китая.
К 2010 г. SOA будет применяться в 70% корпораций из рейтинга Global 3000. За это время хранилища данных станут еще более важным элементом систем бизнес-процессов и уровень их проникновения вырастет с 5 до 20%. Решения на платформе SOA с хранилищами данных будут применяться в прогрессивных и амбициозных компаниях.
Ю. КОЗЛОВ: Интерес к SOA будет возрастать, но радикально это не изменит сложившуюся ситуацию на рынке SOA. Развитие рынка программных продуктов, возможно, будет динамичнее рынка решений. Рынок решений потребует больше квалифицированных технических специалистов и маркетеров, понимающих смысл технологий и умеющих сделать заказчику уникальное предложение, базирующееся не на результатах агрессивных маркетинговых кампаний, а на потребностях заказчика.
П. БОЛОТИН: Я думаю, через пару лет аббревиатура «SOA» перестанет быть чем-то диковинным. Для большего распространения платформенных технологий SOA на наш рынок должны выйти нишевые игроки, которые подвинут «монстров» по ценам. Темпы роста по сравнению с предыдущим годом ускорятся, поскольку уже накоплен опыт и есть позитивные отклики от использования технологии.
В. МОРОЗОВ: Ассоциацией Open SOA Collaboration будут наконец согласованы, доработаны и утверждены в OASIS единые спецификации SOA Service Component Architecture (SOA SCA), а также требования взаимной безопасности территориально распределенных сервисов в Интернете. Это важно для всех крупных мировых поставщиков платформ и решений SOA.
Произойдет слияние технологий Web 2.0 и SOA на основе общих платформ.
Oracle наконец приобретет BEA Systems, основного независимого вендора интеграционных платформ, в том числе в SOA, обеспечив себе одно из доминирующих в мире мест на рынке крупного и среднего бизнеса (завершение сделки запланировано на середину 2008 г. – Ред.).
Microsoft купит Yahoo и обеспечит себе доминирующее место в мире на рынке интеграционных платформ и онлайновых сервисов в идеологиях SOA и Web 2.0, как для многочисленных домашних пользователей Интернета, так и для компаний SMB.
IBM выйдет с новыми предложениями и решениями, продвигающими идеологию SOA.
С учетом роста предложений будет возрастать спрос со стороны SMB на услуги платного аутсорсинга и хостинга предоставляемых сервисов.
И. ПИЧУГИН: Ближайший год заказчики посвятят, скорее всего, анализу своих потребностей, места в них SOA и предлагаемых решений на рынке. Вендоры, интеграторы и консультанты будут заниматься «юстировкой» и «притиркой» подходов, стандартизацией интерфейсов, подготовкой работающих демо-примеров, способных доказать заказчику работоспособность технологий и обратить его в SOA-веру.
Т. АЛЕКСЕЕВА: Интеграция ИС и бизнес-процессов предприятий в единую производственную цепочку будет усиливаться на протяжении следующих нескольких лет. Она достаточно активно используется на Западе в качестве основного метода повышения эффективности бизнеса. Теперь эта тенденция пришла и в Россию. Полагаю, что емкость данного рынка составит сотни миллионов долларов.
В. ЛОГУНОВ: В ближайшее время увеличится количество инициатив и проектов, связанных с переходом на SOA в разных секторах рынка. Услышим мы и о неудачах при переходе на SOA, связанных с неправильным подходом при внедрении продуктов, с нечетким продумыванием приоритетов и целей перехода.
Ю. НОВОХАТЬКО: По оценкам Gartner, уже в текущем году доля ИТ_проектов, связанных с концепцией SOA, достигнет 80%. Для российского рынка эта цифра несколько ниже, но общая тенденция роста заметна и у нас.
Стандарты открывают шлюзы для интеграции услуг
Hewlett-Packard исторически занимается разработкой интегрированных комплексов для эффективного предоставления ИТ-сервисов. Компания предлагает набор программных модулей для трех аспектов внедрения SOA – организации SOA-комплексов на основе открытых международных стандартов, обеспечения качества предоставляемых услуг, автоматизации управления такими системами. За первый аспект отвечает SOA Systinet – среда организации всего жизненного цикла многократно используемых сервисов и управления ими на основе политик; за второй – продукты для автоматизации тестирования как новых сервисов, так и их обновленных вариантов; за третий – средства мониторинга работы сервисов и управления ими: HP SOA Manager и Business Availability Center.
Основная часть ПО для SOA унаследована HP после приобретения компаний Mercury Interactive и Systinet в ее составе (Mercury специализировалась в области разработки программных средств оптимизации предоставления ИТ-услуг для бизнеса).
Для успешного продвижения SOA на рынок вендоры должны строго придерживаться открытых стандартов, обеспечивающих функциональную совместимость решений разных поставщиков по управлению, безопасности, бизнес-интеграции. Такой подход, а именно его исповедует НР, обеспечивает стандартизованное развертывание сервисов и связанных с ними политик, образующих сервис-ориентированную архитектуру, не зависимую от платформ. У HP есть сильные партнеры в этой области, такие как Alcatel-Lucent, Cisco, Oracle.
За рубежом у НР порядка 200 работающих SOA-проектов в крупных государственных и коммерческих организациях (Motorola, T-Mobile, American Express, Bank of America, JPMorgan и др.). Еще больше внедрений на основе программных продуктов HP осуществили партнеры.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!