Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 9 2007 |
Пётр КОЧЕГАРОВ | 16 сентября 2007 |
Многоликий российский BWA
Разнообразие технических решений широкополосного беспроводного доступа дает возможность операторам связи выбрать не только технологию предоставления услуг, но и бизнес-модель, и даже сегмент рынка.
Основной сегмент телекоммуникационного рынка, где сейчас развивается бизнес, основанный на технологиях BWA, - это фиксированная радиосвязь. Операторы BWA (например, «Энфорта»/ArtCommunications, «Синтерра», «Квантум»/«Простор Телеком») строят свою деятельность на неудовлетворенном спросе коммерческих потребителей на услуги широкополосного доступа (ШД). Причина нехватки широкой полосы - недостаточное покрытие кабельными сетями территории РФ. Даже в таких насыщенных телекоммуникационной инфраструктурой городах, как Москва и Санкт-Петербург, есть множество белых пятен. Кроме того, зачастую ШД-услуга, предоставляемая по кабелю, проигрывает по необходимым параметрам сервису, использующему радиоканал.Клиент и провайдер анфас и в профиль
Наиболее яркий пример современных потребителей услуг BWA - сетевые розничные компании - продавцы потребительской электроники. Их торговые точки (исчисляемые сотнями и тысячами) - киоски и небольшие магазинчики - подключать к кабельной инфраструктуре сложно и дорого, кроме того, они часто меняют свое местоположение. Такой потребитель остро нуждается в комплексной услуге связи, поскольку, помимо подключения к корпоративным ИС и телефонной сети, каждый пункт продаж должен иметь доступ к дополнительным услугам, например к сети приема платежей или закачке мелодий сотовых телефонов. А в целях безопасности им необходима система видеонаблюдения.
Таким образом, современный типовой портрет пользователя услуг связи, основанных на технологии фиксированного BWA, выглядит так. Потребитель нуждается в комплексной высокоскоростной услуге связи в местах, где доступ к кабельной инфраструктуре затруднен. Такой клиент готов платить за услугу достаточно щедро, поскольку альтернативы у него нет. Так, «Синтерра» по итогам развития своего BWA-проекта в 2006 г. показала ARPU с абонента такого типа около $170. И судя по всему, это не самый высокий результат.
Число таких «типовых» клиентов достаточно велико и постоянно растет. Об этом говорит неуклонный рост количества подключений: лидеры рынка в наиболее крупных городах ежемесячно добавляют в свою базу по 100-150 новых абонентов. Как долго будет продолжаться такой рост - наиболее интересный вопрос для операторов и поставщиков оборудования.
Типичный оператор фиксированной сети BWA три-пять лет назад в большинстве случаев представлял собой маленькую региональную компанию, обслуживающую 20-50 абонентов; сегодня большинство лидеров можно смело причислить к среднему бизнесу. Число абонентов уже измеряется тысячами, но... Классическим телекомам, и тем более операторам подвижной связи, этот сегмент по-прежнему не очень интересен ввиду малости по сравнению с миллионами сотовых или проводных абонентов.
Дополнительный драйвер роста числа абонентов - обращение операторов BWA не только к бизнес-абонентам, но и к индивидуальным пользователям. Разумеется, речь не идет об установке BWA-терминала в каждой квартире многоквартирного дома, но подключение пользователей на дачах, в пригородах крупных городов BWA-операторам вполне по силам. Однако здесь они столкнутся с конкуренцией со стороны классических мобильных операторов (например, «Скай Линка»), которые уже предоставляют услуги, по своим параметрам приближающиеся к BWA-сервисам.
Потенциальной угрозой росту этого сегмента становится и развитие технологии 802.16e, на основе которой можно предложить те же самые услуги плюс мобильность для абонентов.
Главная интрига
В отличие от фиксированного сегмента BWA, бизнес-будущее которого достаточно безоблачно, сегмент, нацеленный на предоставление BWA-сервисов индивидуальным мобильным или ограниченно мобильным (nomadic) абонентам, заключает в себе главную интригу развития технологии BWA.
В настоящий момент за умы (и кошельки) операторов соревнуются три технологии-IEEE 802.16e, 3,5G (HSxPA) и Wi-Fi (таблица). Позиции каждой из них выглядят достаточно сильными, чтобы однозначно и сейчас сделать выбор в пользу какой-то одной.
В HSxPA привлекает поддержка сотовых операторов, их умение работать с массовым абонентом, огромные маркетинговые ресурсы и более простая интеграция с существующими сетями. Некоторые производители телекоммуникационного оборудования, в частности Ericsson, заявили, что не будут развивать направление мобильного WiMAX. Но слабая сторона технологии - стоимость внедрения и неопределенность массовой востребованности широкополосных услуг.
Другим неожиданным конкурентом, претендующим на роль технологии массового BWA, выступает старый добрый WiFi. Пример тому - проект Golden Wi-Fi в Москве. Явным преимуществом этого решения стало огромное количество терминалов, в первую очередь ноутбуков, со встроенными Wi-Fi-интерфейсами. Не последнюю роль играет и относительная дешевизна построения подобной системы, причем именно в тех местах, где есть (и будет) массовый спрос на услуги BWA (кафе, бизнес-центры, аэропорты, большие магазины). И скорость по Wi-Fi сегодня пользователь может получить более высокую, чем в других радиосетях. Недостатки Wi-Fi-проектов тоже очевидны: невозможность обеспечить истинную мобильность, маленькие зоны покрытия базовых станций и, как следствие, значительные затраты на построение инфраструктуры.
Системы WiMAX IEEE 802.16e претендуют на ту же нишу. Наиболее активную поддержку им оказывают новые телекомигроки, поскольку в мобильном WiMAX они видят для себя шанс занять часть рынка массовых телекоммуникационных услуг для индивидуальных пользователей. На последней конференции БЕСЕДА (см. «ИКС» № 8'2007 с. 15) представитель молодого оператора Baltic Broadband Д. Литвинович рассказал об опыте компании по построению pre-Mobile WiMAX-сети и о первых результатах ее работы. Для покрытия Таллина (Эстония) и ближайших пригородов потребовалось около 20 БС (диапазон 3,5 ГГц), а на безубыточность проект выходит при подключении всего 2 тыс. абонентов (за первые полгода работы оператор подключил уже около 700). Основной приток абонентов Baltic Broadband обеспечивают пользователи хотспотов Wi-Fi, недовольныезонами покрытия и качеством Wi-Fiсетей, а также жители пригорода из-за отсутствия кабельной инфраструктуры.
К слабым сторонам WiMAX-проектов следует отнести их довольно-таки высокую стоимость и неопределенность спроса на собственно мобильность широкополосной услуги. Фиксированным потребителям широкой полосы вполне достаточно каналов заметно более дешевых сетей BWA на базе фирменных фиксированных технологий.
Итого:
- В ближайшие несколько лет определенного лидера среди конкурирующих технологий BWA не будет. На рынке будут присутствовать все три, предоставляя потребителю возможность выбора.
- На пути к истинно мобильным сервисам огромное значение будет иметь доступность на рынке разных абонентских устройств с поддержкой одной или нескольких технологий доступа (многомодовые терминалы), а также их цена.
Технологический аспект
Требования к оборудованию для построения сетей фиксированного BWA можно сформулировать так: оно должно обеспечивать предоставление высокоскоростного (15-30 Мбит/с) канала для подключения к сети, предоставление многообразия сервисов (данные, VPN, голос, видео), простоту установки абонентских терминалов, эффективно использовать спектр и (что важно!) обладать невысокой стоимостью.
В настоящий момент большинство BWA-операторов использует оборудование фирменных стандартов (например, InfiNet Wireless Revolution/SkyMAN или Alvarion BreezeAccess VL) либо (таких явное меньшинство) оборудование стандарта IEEE 802.16d. Стоит отметить, что прогнозы развития рынка оборудования этого стандарта по большому счету не оправдались. Основной интерес производителей оборудования и крупных операторов связи уже переключился на стандарт 802.16e, а оборудование стандарта 802.16d, по существу, стало еще одной фирменной технологией, не обеспечивающей реальной совместимости оборудования различных производителей.