Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Юрий БАРАБАНЩИКОВ  15 мая 2024

ЦОД на российских решениях. Опыт интегратора

Новые требования регуляторов и уход иностранных вендоров укрепляют тенденцию создания ИТ-инфраструктуры на российских решениях. Как использование продуктов отечественных компаний сказывается на процессе построения инфраструктуры дата-центров?

Основные особенности реализации ЦОДов на базе отечественных решений обусловлены тем, что большинство продуктов достаточно «молоды». С одной стороны, это может создавать дополнительные сложности на разных этапах проекта, а с другой – открывает новые возможности.

Подбор оборудования и ПО для дата-центра

Проекты, связанные с модернизацией существующей инфраструктуры компании или с переходом с импортных решений на российские, нередко наталкиваются на сопротивление ее ИТ-команды, которое не всегда проявляется открыто. Такое сопротивление, как правило, вызвано тем, что нужно переучиваться для работы с новыми решениями, которые зачастую предоставляют меньшую функциональность, хуже интегрированы друг с другом, страдают разными «детскими болезнями». Также ИТ-руководство компаний обеспокоено необходимостью переноса данных и сервисов с одних продуктов на другие, что в большинстве случаев требует глубокой проработки, наличия «плана Б» и привлечения высококвалифицированных специалистов.

В этом случае хорошей моральной поддержкой и ключом к успеху станет четкий план действий. Такой план или стратегия могут быть разработаны как силами ИТ-специалистов самой компании, так и с привлечением интеграторов. Обычно в план включают следующие этапы: 
  • анализ рынка;
  • создание шорт-листа решений;
  • проведение пилотных проектов;
  • выбор комплексного решения;
  • проектирование и реализация. 
Расскажу подробнее, с какими особенностями мы сталкивались на каждом из этапов реализации проекта.

Анализ рынка. Множество схожих по функциям и производительности продуктов, отсутствие исчерпывающих таблиц совместимости, необходимость задействовать несколько отечественных решений разных производителей вместо одного импортного – всё это значительно усложняет выбор программного обеспечения. Вдобавок отечественное ПО развивается достаточно интенсивно, и то, что вчера было только в планах, сегодня может быть уже реализовано. Это сильно влияет на состав компонентов, используемых для инфраструктуры ЦОДа. 

В начале анализа бывает трудно определить список параметров, которым должны удовлетворять искомые продукты. Зачастую в качестве такого списка берется перечень возможностей эксплуатируемого импортного ПО или оборудования. В результате выясняется, что ни одно российское решение не отвечает всем требованиям к обеспечению функциональности ЦОДа, и тогда нужно решить, что важно, а что нет, и какие запросы могут быть удовлетворены с помощью нескольких отечественных продуктов.

Пилотирование. Как правило, пилотировать приходится больше одного-двух выбранных вариантов. Это обусловливается особенностями предыдущего этапа. Если у вас достаточно ресурсов, то рекомендуется проводить несколько пилотов одновременно – это значительно ускорит процесс реализации и поможет сравнить решения. Возможно, решение, которое не годится для текущего проекта, хорошо подойдет для другого. Если на этапе анализа удалось грамотно расставить приоритеты требуемым функциональным и техническим возможностям, то это значительно упростит разработку программы тестирования и сравнение результатов пилотных проектов.

Выбор решения. Не для всех решений можно определить явного лидера на рынке. В результате пилотов может быть сформирован список решений, которые будут обладать разными достоинствами и недостатками, и сравнить их будет непросто. Помимо пилотных проектов и анализа доступной документации нелишним будет убедиться, что выбранные продукты имеют положительную «кредитную историю», т.е. успешно эксплуатируются в других организациях. Производитель или интегратор могут помочь с поиском компаний, у которых выбранные российские продукты уже установлены, и организовать визит, чтобы лично обсудить особенности их эксплуатации и работу технической поддержки. Также рекомендуется обратить внимание на доступность обучающих курсов для ИТ-команды, которая будет заниматься сопровождением.

Проектирование. На данном этапе все более или менее хорошо, за исключением того, что не у всех российских продуктов есть исчерпывающая документация. Отчасти этот недостаток компенсируется опытом, полученным на пилотных проектах, или опытом исполнителя, если привлекается сторонняя организация. Как и раньше, перед проектированием необходимо определить необходимый и достаточный состав разрабатываемых проектных документов. Не всем организациям нужна документация в строгом соответствии с требованиями ГОСТа. Однако нужно понимать, что наличие качественного рабочего и эксплуатационного пакета документов значительно сокращает сроки внедрения, уменьшает количество возможных ошибок на этапе реализации, упрощает закупочные процедуры, а также в будущем, когда встанет вопрос о модернизации созданной инфраструктуры ЦОДа, позволит обходиться без аудитов или минимизировать их.

Реализация. На этом этапе мы чаще всего сталкивались с двумя проблемами:
  1. Служба технической поддержки вендоров аппаратных решений долго устраняет неисправности.
  2. Обновления системного ПО, вышедшие с момента проведения пилота до момента реализации, заставляют вносить изменения в проект. 
С первым пунктом заметны значительные улучшения, так как большинство производителей инфраструктурного «железа» количественно и качественно усилили команды техподдержки или заключили контракты с крупными сервисными компаниями. Что касается обновлений системного ПО, то нужно заранее позаботиться о получении от производителей дорожной карты развития продукта и выпуска новых версий. Также настоятельно рекомендуется предусмотреть дополнительные аппаратные ресурсы, на которых можно разворачивать и тестировать обновления системного ПО перед их применением в продуктивной среде.

На каждом из этапов важно поддерживать связь с разработчиками решений и продуктов, на которых планируется строить инфраструктуру ЦОДа. Для продуктов, еще не перешедших в разряд коробочных, такая связь обязательна. Плюсом здесь является то, что можно заранее договориться с разработчиком о необходимых функциях или их расширении в соответствии с требованиями конкретного проекта. Безусловно, заказчики с крупными проектами будут у производителей решений в приоритете.

Продолжительность подобных проектов варьируется от восьми месяцев до двух лет в зависимости от сложности и объема.

В проектах, где инфраструктура ЦОДа строится с нуля, меньше привязка к накопленной экспертизе, нет необходимости в проработке процессов миграции, не требуется обеспечивать совместимость с существующими продуктами. Список потенциальных решений обусловливается задачами, которые должен решать ЦОД. В результате выбор оказывается более широким и, можно сказать, более простым. Этапы, скорее всего, окажутся теми же, что и в предыдущем случае, но их длительность и трудоемкость будут значительно меньше.

Интеграторы, в большинстве своем, имеют хорошее представление о функциях и характеристиках российских решений, регулярно общаются с производителями, проводят собственные тесты и сравнения. Привлечение интегратора на раннем этапе позволит значительно ускорить подбор продуктов для конкретной задачи.

Построение инфраструктуры ЦОДа с нуля занимает полгода и больше. И также зависит от объемов, сложности решаемых задач и количества организаций, вовлеченных в проект.

Из положительных моментов можно отметить создание и развитие экосистем на базе российских решений. Эти процессы идут по-разному: как путем поглощения компаний и встраивания их продуктов в экосистему одного производителя, так и путем развития продукта той или иной компании в разных направлениях, обогащения его функциями смежных продуктов. В результате появляется возможность приобрести продукт у одной компании и далее расширять его возможности дружественными продуктами или покупкой лицензий на дополнительные функции без необходимости проведения пилотных проектов и тестирования. Это сокращает время на выбор решения и тестирование и упрощает использование технической поддержки.

Чек-лист

Для того чтобы при построении ИТ-инфраструктуры ЦОДа избежать ошибок и потери времени, рекомендуется не упускать из виду следующие моменты:
  1. План проведения работ. Рекомендация, применимая ко всем проектам, в данном случае особенно актуальна. Будьте готовы к тому, что установленные изначально сроки могут существенно «поплыть». Причины банальны: вендор не успевает поставить оборудование, в процессе пилотного тестирования выявляется несовместимость выбранных продуктов и т.п. Защитой здесь может стать проведение нескольких пилотов одновременно, но вы должны иметь возможность привлечь достаточное количество специалистов на время этих работ.
  2. Дата реализации. Многие проекты переходят в фазу реализации в конце календарного года. Если ваш проект именно такой, нужно заранее позаботиться о бронировании оборудования у производителя и датах поставки. Как правило, на производствах в конце года увеличивается загрузка, и некоторые поставки могут быть задержаны или даже перенесены на следующий год.
  3. География проекта. Не все производители могут обеспечить высокий уровень технической поддержки по всей территории страны. Если на удаленной от крупных центров площадке постоянно присутствует эксплуатирующий персонал, быстрое восстановление можно обеспечить наличием запасных частей, инструментов и принадлежностей. Но об этом нужно подумать заранее и выбрать оптимальный вариант.
  4. Мониторинг и управление. Крупные современные ЦОДы не обходятся без централизованных систем мониторинга и управления. Рекомендация здесь следующая: проверьте, что выбранные вами продукты (серверы, системы хранения, системное ПО и прочее) не только совместимы с выбранной системой мониторинга, но и передают в нее всю необходимую информацию о состоянии своих компонентов.
Итак, построить ЦОД на российских решениях вполне реально, хотя это может потребовать более тщательного анализа используемого оборудования и ПО, больших временных и трудовых затрат. Однако с ростом числа завершенных проектов, опыта интеграторов и заказчиков и развитием отечественных решений эти недостатки будут постепенно сглаживаться.

Юрий Барабанщиков, руководитель направления ЦОД, «ЛАНИТ-Интеграция» (ГК ЛАНИТ)
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!